Топ-100 Эксперты и обыватели о топливном кризисе в Казахстане
  • 25 апреля, 12:03
  • Астана
  • Weather icon +8
  • 443,85
  • 474,3
  • 4,8

Эксперты и обыватели о топливном кризисе в Казахстане

Фото: Total.kz

Министр энергетики Бозумбаев на недавнем заседании правительства так и не смог внятно ответить на вопрос премьер-министра Сагинтаева, когда в стране снизятся цены на бензин и снизятся ли вообще.

Total.kz поинтересовался у экспертов и блогеров, что они думают на этот счет.

Денис Кривошеев, экономический обозреватель:

«Министерство энергетики не отвечает напрямую за закуп топлива. Оно дает рекомендации, ведет статистические расчеты, но в торговых сессиях не участвует. И сейчас, когда «КазМунайГаз» не выполнил свои обязательства и рекомендации, которые были даны ему в начале прошлого месяца, министерство вынуждено подключать внутренние ресурсы, связываться с Минэнерго Российской Федерации, вести переговоры с «Лукойлом», чтобы решить проблему в условиях форс-мажора. Самое главное – никакого дефицита бензина в РФ нет. КМГ совершил ошибку в расчетах, когда формировался график ремонта НПЗ. В итоге Шымкентский нефтеперерабатывающий отремонтирован, Атырауский до сих пор нормально не запущен, также как и Павлодарский. Россияне делали несколько предложений, но КМГ очень ревностно относится к своему рынку и ставит всяческие препоны внешним игрокам.

Что касается цен на бензин, то могу сказать, что исторически сложившийся паритет у нас – 50 центов за литр. К нему мы и стремимся. То есть, если доллар 350 тенге, литр бензина должен быть 175, может быть, немного меньше за счет поддержки государства. Учитывая, что акцизы повышаются, ожидать снижения цен на бензин не стоит. Влияние цен на нефть на стоимость бензина не самый главный фактор, потому что больше половины стоимости – это налоги, которые изымает государство. Именно ему надо задавать вопросы. Государство через косвенные налоги хочет больше изымать и зарабатывать на своих гражданах».

Талгат Калиев, политолог:

«Ответы Министерства энергетики действительно трудно назвать удовлетворительными и исчерпывающими. Никакой ясности относительно перспектив разрешения возникшего топливного кризиса, сроков устранения дефицита население не получило. Это может усилить ажиотаж, повысить уровень напряженности в целом.

Реальных данных о наличии и запасах топлива в свободном доступе я не встречал. Подозреваю, что они должны бы быть у Минэнерго, исходя из чего чиновники могли бы дать более внятную картину.

В целом, логика ценообразования у нас всегда нацелена лишь на повышение. Преодоление очередных психологических порогов для производителей всегда является достижением, отказываться от которого добровольно они не привыкли. Не думаю, что теперь цены пойдут вниз. Даже после насыщения рынка топливом».

Жанна Ильичева, блогер:

«Наверное, все заметили, что каждый год, практически в одно и то же время, на Казахстан надвигается топливный кризис. Длится такая ситуация десятилетиями, и ей не видно конца и края. На мой непрофессиональный и обывательский взгляд,  КМГ совсем не выгодно заниматься переработкой нефти, намного выгодней продавать сырую нефть, а не продукты переработки. Наверное, это можно объяснить низкой стоимостью бензина на нашем рынке. Все, кто был за границей, знают, что во многих странах бензин стоит намного дороже, чем у нас. В Грузии, Украине, Турции, не говоря уже о Европе.

Получается, для того чтобы раз и навсегда решить топливный коллапс в нашей стране, нужно принять совершенно непопулистское решение и повысить стоимость бензина. Но этот шаг может вызвать социальный взрыв, потому что следом за повышением стоимости бензина, повысятся цены на всё, что продается в магазинах, в любом товаре заложены транспортные расходы.

Что нужно сделать для решения этой проблемы, я не знаю. Может быть, имеет смысл поднять пошлины на вывоз нефти? Но это уже вопрос не ко мне, пусть его решают профессионалы. Но точно знаю, что топливный коллапс и повышение цен на бензин мы никакими бойкотами заправок КМГ не остановим. Как раз тому же КМГ и выгодней продавать нефть, а не заниматься ее переработкой.  В общем, какой-то замкнутый круг получается. Мне очень интересно, кто и когда его наконец разорвет».

Жанна Ахметова, блогер:

«Мы испытываем дефицит бензина, потому что никогда ничего не продумываем на будущее. Все — от чиновников до водителей. Каждый год осенью одно и то же: начинается сбор урожая, и весь бензин уходит на поля, а мы, от министров до водителей, делаем удивленные глаза и вопрошаем: «А кто это сделал?». Вот такой идиотизм. Водители могли бы прикупить талонов в августе — так мне сказал хозяин одной заправки. Если бы они помнили, что каждую осень мы испытываем дефицит бензина.

А сейчас попадают глупые водители, которые доводят свой бак до лампочки, приезжают на последних граммах на заправку, а там им шиш с маслом, а не бензин. В целом, заправиться есть где, просто нужно немного постоять в очереди. Почему цена растет? Так это всегда так — дефицитное моментально становится дороже».

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×