Топ-100 Одним из главных факторов риска является высокая долларизация — Нацбанк РК
  • 29 марта, 18:59
  • Астана
  • Weather icon +4
  • 448,15
  • 483,46
  • 4,86

Одним из главных факторов риска является высокая долларизация — Нацбанк РК

Фото: nalogikz.kz

В Национальном банке Казахстана выделили четыре основных фактора рисков фондирования и ликвидности.

По мнению представителей финрегулятора, долларизация создает давление на тенговую ликвидность и валютные риски на балансе банков при девальвационных ожиданиях.

«БВУ при этом не могут контролировать долларизацию, однако должны учитывать в рамках управления рисками. Основной задачей Нацбанка при этом является обеспечение доверия к тенге в рамках плавающего обменного курса», — сказала заместитель начальника управления анализа макропруденциальной политики НБ РК Динара Тазетдинова в ходе презентации отчета о финансовой стабильности Казахстана за 2015-2017 годы.

При этом, по статистике, долларизация вкладов снизилась с 72% до 48%, чему значительно способствовали переход на плавающий обменный курс и снижение девальвационных ожиданий, а также повышение привлекательности тенговых депозитов через повышение ставок и гарантированной суммы.

«Переход на плавающий курс способствовал восстановлению доверия к тенге, дедолларизации и стабилизировал ситуацию с тенговой ликвидностью. Проблемы с ликвидностью испытывали только отдельные банки с плохим ссудным портфелем. Введение в 2016 году коридора процентных ставок по предоставлению/ изъятию ликвидности в рамках ДКП позволило Национальному банку Казахстана эффективно реагировать как при структурном дефиците, так и профиците ликвидности», — рассказала Тазетдинова.

Еще одним фактором риска остается высокая концентрация квазигосударственного/государственного фондирования. Она, по мнению специалиста НБ РК, дестимулирует самостоятельное развитие банков и формирование рыночного фондирования и увеличивает расходы государства при применении мер урегулирования.

«Значительно выросли риски концентрации, которые усугубляются формой фондирования в виде вкладов с правом досрочного изъятия. Зависимость от крупных депозиторов может привести к проблемам с ликвидностью при одномоментном изъятии нескольких крупных вкладов. Требуется внедрение риск-ориентированного надзора и усиление ответственности банков в отношении управления своими пассивами и активами, а также ликвидностью», — отметила представитель Национального банка.

Также среди рисков выделяется отсутствие срочности депозитов и дефицит длинных фондов.

«Депозиты заместили внешнее фондирование, но не являются стабильными срочными фондами. При этом условная срочность депозитов требует мер стимулирования формирования срочности на уровне регулирования предельных ставок КФГД. Большинство банков допускают досрочное изъятие депозитов без штрафов и иных дестимулирующих условий, в результате чего срочные вклады фактически уравниваются с вкладами до востребования и нивелируется понятие срочности. Как следствие, возникает дефицит длинных и стабильных фондов у банков и ограничивается потенциал долгосрочного кредитования экономики», — рассказала Тазетдинова.

По данным Нацбанка, в 2017 году ставки по краткосрочным вкладам в тенге сравнялись со ставками по долгосрочным. По валютным депозитам произошло обратное. Снижение разницы между ставками не способствует предпочтению долгосрочных депозитов.

«Сегодня основной формой привлечения депозитов является пополнение, и оно происходит по более высоким ставкам, чем по вновь заключенным договорам. В результате увеличиваются процентные риски и средняя стоимость фондирования, а также снижается действенность механизма предельных ставок. Необходимо внедрить механизм учета стоимости права пополнения при формировании процентной ставки по депозитному продукту с таким правом», — резюмировала Тазетдинова.

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×