Топ-100 Платные дороги в Казахстане: от отрицания до принятия
  • 20 апреля, 06:57
  • Астана
  • Weather icon +8
  • 446,49
  • 475,38
  • 4,79

Платные дороги в Казахстане: от отрицания до принятия

Ставки за проезд по платным участкам I категории с 2013 года не претерпели изменений.

С 15 ноября 2021 года в Казахстане еще на семи участках автомобильных дорог введут платный режим проезда. Платить нужно будет за проезд по трассам Нур-Султан – Павлодар, Шымкент – граница Узбекистана (на Ташкент), Щучинск – Кокшетау, Капшагай – Талдыкорган, Шымкент – Тараз, Тараз – Кайнар, Шымкент – Кызылорда, передает корреспондент Total.kz.

Тарифы не изменились

Представители национальной компании «КазАвтоЖол», равно как и сотрудники Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК неоднократно подчеркивали: ставки за проезд по платным участкам I категории с 2013 года не претерпели изменений (с момента внедрения первого платного участка Нур-Султан – Щучинск) и останутся на прежнем уровне.

Таким образом, стоимость проезда по дороге Шымкент – Кызылорда протяженностью 441,7 километра для легковых авто составит 420 тенге, для автобусов и грузовых машин — от 2170 до 10 930 тенге в зависимости от количества пассажиров и грузоподъемности.

Проезд по участку Нур-Султан – Павлодар протяженностью 375 километров обойдется в 380 тенге на легковом и от 1870 до 9380 тенге на грузовом транспорте, включая автобусы.

Тараз – Кайнар (237,5 км): 230 тенге для легкового транспорта и от 1190 до 5990 тенге для грузового, включая автобусы.

Капшагай – Талдыкорган (186 км): 190 тенге для легковых авто, от 930 до 4660 тенге для автобусов и грузовых.

Шымкент – Тараз (100,3 км): 70 тенге для легковых авто, от 350 до 1750 тенге для грузовиков и автобусов.

Шымкент — граница с Узбекистаном (106,4 км): 90 тенге для владельцев легковых автомобилей, 400–2100 тенге для водителей грузовых авто и автобусов.

Щучинск – Кокшетау (60,7 км): 50 тенге для «легковушек», 330–1600 тенге для грузовиков и автобусов.

Для оплаты проезда по этим участкам предусмотрено более 20 вариантов пополнения счета на государственный номер автотранспорта: QAJ mobile (мобильное приложение), Kaspi.kz, Kiwi-кошелек, Forte Bank и т.д., а также предусматривается клейка специальных меток (RFID-метки), сигнал с которых будет считываться на контрольных арках, а баланс — списываться в счет оплаты проезда.

Кроме того, в АО «КазДорНИИ» разработали методику определения тарифа для дорог II и III категорий, которые будут значительно ниже действующих. Документ находится на согласовании НПП «Атамекен» и профильных ассоциациях.

Зачем нужна платность

Как видим, расценки щадящие, но, тем не менее, в конце весны этого года в среде дальнобойщиков возникло недопонимание, вылившееся в ряд протестных акций в некоторых городах страны. С протестовавшими дальнобойщиками встречались представители «КазАвтоЖола», МИИР РК и Национальной палаты предпринимателей «Атамекен». В ходе этих встреч выяснилось, что водители были возмущены планами введения платности на дорогах II и III категорий. Планы были пересмотрены, собственно, поэтому, как мы говорили выше, в «КазДорНИИ» разработали новую методику определения тарифов, и платность была введена не на 18 участках республиканских трасс, а только на семи.

В настоящий момент в среде дальнобойщиков присутствует понимание необходимости платить за качественные трассы. По информации официального представителя НК «КазАвтоЖол» Диаса Ахметшарипа, недовольство осталось у так называемых «серых» перевозчиков, которые не отчисляют налогов со своей деятельности.

Как рассказали корреспонденту Total.kz сами водители, улучшение качества автомобильных дорог, на которых была введена платность, уже чувствуется. 

«Качество полотна заметно улучшилось, что положительно влияет на скорость логистики. Я объехал на своей фуре весь Евразийский регион и заметил — как только начинается платная трасса, можно не беспокоиться за автомобиль, его состояние», — отмечает дальнобойщик Талгат.

Вопрос платных дорог получил довольно широкое общественное обсуждение, включая дебаты на телевидении. В ходе них Диас Ахметшарип дал понять, что на обслуживание и ремонт республиканских трасс протяженностью почти в 25 тысяч километров в казахстанском бюджете катастрофически не хватает денег. По его данным, из 46 миллиардов тенге, которые планировалась выделить «КазАвтоЖолу» на текущий год, пока пришло всего 18 миллиардов. То есть почти втрое меньше. Многие подрядчики «КазАвтоЖола» из-за роста цен на строительные материалы по всему миру оказались на грани банкротства.

При этом Казахстан радикально экономит на строительстве трасс. Реконструкция в нашей республике одного километра четырехполосной автострады обходится в 1,6 миллиона долларов. При этом в Германии на этот же километр тратят более 7 миллионов долларов, в США — более 4 миллионов долларов, в России и Китае – 2,5 миллиона долларов. Необходимо также понимать, что Казахстану и России с их суровыми климатическими условиями, по уму, надо тратить на дороги на 40% больше денег, чем в Европе.

Иными словами, на одни налоги казахстанцев дороги в стране не построишь. О чем в июне 2021 года, отвечая на депутатский запрос, говорил и министр индустрии и инфраструктурного развития Бейбут Атамкулов.

«Для нормативного содержания реконструируемых автодорог внедряется платность, которая позволит в полной мере покрыть затраты на содержание и тем самым снизит нагрузку на республиканский бюджет. Взимание платы за проезд вводится только на участках, отвечающих современным требованиям безопасности и комфортным условиям проезда автотранспортных средств», — подчеркнул Бейбут Атамкулов.

Тут есть и этическая составляющая: в настоящее время на содержание республиканских трасс тратятся деньги всех налогоплательщиков, в том числе и тех, кто этими дорогами не пользуется. А приводят их в «убитое» состояние, помимо климата, дальнобойщики, особенно те, которые ездят с перегрузом. Причем не только наши, казахстанские, перевозчики, но и в большей степени соседи по региону — россияне, белорусы, узбеки, кыргызы. В итоге Казахстан пришел к распространенной мировой практике: кто пользуется трассами, тот и платит за их содержание.

В весенне-летнем протесте дальнобойщиков был и другой важный нюанс: люди не понимали, почему они должны платить за проезд по трассе, которая еще не предоставляет должный уровень сервиса, в том числе и придорожного. В этом смысле примером выступает трасса Нур-Султан – Щучинск, платность на которой ввели еще в 2013 году. Тогда водителям тоже казалось, что платить вроде бы не за что.

Но деньги с проезда по этой трассе постепенно копились. В итоге, по данным Диаса Ахметшарипа, сейчас там работает порядка 150 единиц комбинированной дорожной техники, которая выезжает на чистку полотна, едва пройдет снег. При любой поломке на трассе водители могут обратиться в call-центр 1403, который работает круглосуточно семь дней в неделю. И им обязательно придут на помощь.

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×