Снос ветхого жилья в Казахстане: строители предлагают изменить модель выкупа
Эксперт отмечает, что в крупных городах спекулянтами выкупаются «лачуги у бабушек», а потом новый собственник «заламывает» цену.
Программа реновации по жилью приобретает эффект снежного кома, однако здесь нет четких правил игры и национального плана для реализации на должном уровне, сказал в ходе круглого стола директор столичного филиала РОЮЛ «Союз строителей Казахстана» Вячеслав Лазарев, передает корреспондент Total.kz.
«Программа реновации жилья является одним из самых проблемных моментов в жилищных отношениях нашей страны. По разным оценкам, около 30% жилищного фонда близка к ветхому или аварийному жилью. По официальным данным, этот процент около 7-8%, но 30-35% всего фонда — это постройки до 1980 года. С каждым годом вопрос реновации жилья приобретает эффект снежного кома, то есть растет в арифметической прогрессии», — проинформировал Вячеслав Лазарев.
Тем не менее, по его словам, строители видят небольшую активность бизнеса в процессе реновации. В пример привели мировую практику, где вопрос сноса ветхого и строительство нового жилья решается при сотрудничестве государства и бизнеса.
Причина, считают в Союзе строителей, в отсутствии должных норм, а также отсутствии четкого и концептуального видения у профильного ведомства — Министерства промышленности и строительства.
«Почему идет такая низкая активность и вовлеченность бизнеса в этот процесс? Потому что правила игры не регламентированы, нет единой концепции или национального плана, чтобы программу реновации каким-то образом можно было поддерживать. Четкого и концептуального видения государства или Министерства промышленности и строительства как единого оператора программы реновации мы не видим. Нужен централизованный подход», — считает Лазарев.
При этом, как считает эксперт, ключевая проблема заключается в нескольких факторах. Одна из них — отсутствие возможности договориться с жильцами, так как на сегодня реновация, особенно в крупных городах, это своего рода бизнес.
«Я утрирую, но в крупных городах спекулянтами выкупаются «лачуги» у бабушек, а потом собственник «заламывает» цену. Наверное, это право каждого приобретать и покупать жилье, но когда вопрос стоит о национальной безопасности, потому что у государства не хватит всех денег, чтобы сделать снос за свой счет и построить жилье, то вопрос встает критический. Мы предлагаем следующую модель, где договоренности собственников могли бы идти на рыночных условиях приобретения жилья, либо подход «квадрат на квадрат», «комната на комнату» в новом жилье, но в период строительства застройщик обязуется выплачивать аренду по соразмерной площади», — объяснил глава филиала Союза строителей.
Другой момент — отсутствие подведения сетей к объекту и вопросы в планах детальной планировки (ПДП), однако, как заверяют в РОЮЛ, у АО «Казахстанская жилищная компания» есть планы и наработки, которые позволят жильцам ветхого жилья получать новые квартиры.
«Есть моменты, где изменения ПДП могут быть в рамках плотности, заявленные регионом. Например, 20-25 единиц на гектар, то есть 20-25 тысяч квадратных метров на гектар. Но в отдельных случаях мы предлагаем увеличить процент плотности, если проект нерентабельный, например, чтобы не нагружать бюджет довести до 30%. Да, плотность увеличится, но решится более серьезная проблема. Потому что, повторюсь, что всех денег не хватит», — заключил Лазарев.
Напомним, в августе глава РОЮЛ «Союз строителей Казахстана» Талгат Ергалиев, комментируя Total.kz требование участников рынка об отставке министра промышленности и строительства РК Каната Шарлапаева, заявлял, что чиновник не пользуется авторитетом у строителей и в отрасли, соответственно, не может руководить профильным ведомством. В объединении отмечали, что Канат Шарлапаев с момента назначения министром так и не сумел выстроить коммуникационные линии с профильными общественными объединениями, не прислушивается к мнениям профессионалов касательно развития рынка, не делится своим видением о состоянии, планах и дальнейших перспективах отрасли.
Редакция Total.kz обращалась с запросом в Министерство промышленности и строительства РК, но встретили полнейшее безразличие к вопросам, касающимся репутации их министра — Каната Шарлапаева.