Топ-100 В режиме самоокупаемости: все о платных дорогах в Казахстане
  • 25 января, 23:06
  • Астана
  • Weather icon -16
  • 435,2
  • 491,17
  • 5,54

В режиме самоокупаемости: все о платных дорогах в Казахстане

Председатель правления НК «КазАвтоЖол» ответил на часто задаваемые вопросы о платных дорогах.

Почему платные дороги экономически выгодны для бюджета республики, рассказал в интервью корреспонденту портала Zakon.kz председатель правления АО «НК «КазАвтоЖол» Аскар Муратулы, сообщает Total.kz.

Мировой опыт

Аскар Муратулы напомнил, что на сегодня действуют четыре платных участка по принципу гибридной системы взимания платы: Нур-Султан – Щучинск (211 км), Нур-Султан – Темиртау (134 км), Алматы – Капшагай (42 км), Алматы – Хоргос (295 км).

А с 23 ноября 2021 года введены еще семь участков по принципу открытой системы взимания платы: Нур-Султан – Павлодар (375 км), Шымкент – граница Узбекистана (84 км), Шымкент – Кызылорда (446,5 км), Тараз – Кайнар (237,5 км), Капшагай – Талдыкорган (186 км), Шымкент – Тараз (89,3 км), Щучинск – Кокшетау (60,7 км).

Общая протяженность всех 11 платных участков составляет 2161 километр.

По словам Аскара Муратулы, общая интенсивность движения по четырем участкам за 2020 год составила 10,6 миллиона единиц транспортных средств.

«Перед внедрением платности тщательно проанализирован мировой опыт. Первая платная дорога была внедрена по французской технологии компанией G.E.A.», — добавил председатель правления «КазАвтоЖола».

В настоящее время приказы об использовании участков на платной основе подписаны, зарегистрированы в Министерстве юстиции РК и опубликованы. Они вступили в силу 23 ноября 2021 года.

Экономическая выгода

Отвечая на вопрос об экономической эффективности от внедрения платности, Аскар Муратулы подчеркнул, что такой режим позволит обеспечить самоокупаемость трасс республиканского значения.

«Внедрение платности обеспечит самосодержание платных участков, в связи с чем расходы из государственного бюджета на эти цели не будут предусматриваться. Вместо этого они будут направляться на более значимые социальные проекты и нужды: строительство школ, больниц и так далее. При этом за счет собранных средств будет проводиться ремонт, содержание дороги, что обеспечит владельцам транспортных средств беспрепятственное и комфортное передвижение. Также за счет собранных средств планируется улучшать придорожную инфраструктуру и сервис для водителей», — перечислил Аскар Муратулы.

Он отметил, что к внедрению платности допускаются участки, прошедшие капитальный, средний ремонты, а также участки после реконструкции.

«При этом перечень участков согласовывает уполномоченный государственный орган в лице КАД МИИР РК», — уточнил председатель правления «КазАвтоЖола».

Первый опыт

Говоря о первом опыте внедрения платности в Казахстане, Аскар Муратулы сообщил, что с 2013 года с водителей было собрано порядка 11,9 миллиарда тенге. Все средства направлены на содержание дорог и системы взимания платы.

«За это время система взимания платы в части программного обеспечения претерпела модернизацию: создано собственное ПО, на базе предыдущего, усилиями разработчиков департамента платных автомобильных дорог. Всего закуплено 153 единицы дорожной техники, построено 11 объектов придорожного сервиса, остальные построены за счет инвесторов», — отметил Аскар Муратулы.

По его словам, все средства, собранные с платных трасс, расходуются согласно закону РК «Об автомобильных дорогах»:

  • ремонт и содержание платных автомобильных дорог (участков), содержание программно-аппаратного комплекса взимания платы за проезд;
  • возврат инвестиций, привлеченных для целей внедрения и устройства программно-аппаратных комплексов взимания платы за проезд;
  • организация платного движения на автомобильных дорогах (участках);
  • приобретение и обслуживание дорожно-эксплуатационной техники для содержания платных автомобильных дорог (участков).

Система платности

Также Аскар Муратулы объяснил, почему в Казахстане выбрана именно открытая система оплаты проезда по платным дорогам.

«Ранее в Казахстане система взимания платы была внедрена на четырех участках, общей протяженностью 682 км (Нур-Султан – Щучинск, Нур-Султан – Темиртау, Алматы – Капшагай и Алматы – Хоргос). Введенные в 2013 году платная дорога Астана  – Щучинск, а в 2018-м — Нур-Султан – Темиртау, Алматы – Капшагай и Алматы – Хоргос работают по принципу гибридной системы взимания платы. Поэтапное внедрение института платных дорог реализуется в рамках госпрограммы «Нурлы Жол» на 2020–2025 годы. С 23 ноября 2021 года начали функционировать семь новых платных участков, работающих по принципу открытой системы взимания платы. Подобный формат взимания платы использован с учетом мирового опыта. Ожидается, что новый формат открытой системы взимания платы окажется более удобным для пользователей, во избежание пробок и заторов исключены шлагбаумы», — подчеркнул председатель правления нацкомпании.

О проводимой работе, по его словам, общественность получает информацию на регулярной основе.

«В конце 2020 – начале 2021 года проводились общественные слушания во всех регионах, где запланирован ввод платности. Также в ноябре 2021 года дополнительно проводились разъяснительные работы с населением в регионах и районах, где запланирован ввод платности на дорогах 1-й технической категории (в Акмолинской, Алматинской, Кызылординской, Туркестанской, Жамбылской и Павлодарской областях)», — подытожил Аскар Муратулы.


Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×