Топ-100 Эксперт: уповать на дядю заморского, который как инвестор придет и спасет нас, – нельзя
  • 20 апреля, 19:07
  • Астана
  • Weather icon +20
  • 446,49
  • 475,38
  • 4,79

Эксперт: уповать на дядю заморского, который как инвестор придет и спасет нас, – нельзя

Фото: forbes.kz

Новый провал тенге закономерен, считает экономист, директор общественного фонда «Центр анализа общественных проблем» Меруерт Махмутова. Более того, эксперт уверена, что миллиарды долларов, потраченные Нацбанком на интервенции были ошибочным шагом.

- Нацбанк пытался удержать курс тенге, однако провал на той неделе потряс обывателя. Чего нам ждать дальше?

- Думаю, то, что происходит, вполне закономерно. Несмотря на то что Национальный банк объявил, что тенге отправляется в свободное плавание в августе, на самом деле это свободное плавание теперь реализовано в полной мере. Только за два последних месяца Национальный банк потратил 5 млрд долларов из валютных резервов на поддержку курса тенге, пытаясь удержать его в районе 285 тенге за доллар. Поэтому то, что сейчас соотношение тенге-доллар перевалило за 300 тенге, закономерно. Это могло произойти гораздо раньше. Думаю, было принято ошибочное решение - использовать валютные интервенции, чтобы удержать курс тенге в эти два месяца. Мы видим, что эти расходы - 5 млрд долларов - не оправдали себя. Доверие к тенге продолжало снижаться.

Поэтому сейчас, когда проект бюджета на будущий год обсуждается в парламенте, надо зафиксировать обменные курсы тенге-доллар, уровень цен на нефть, прежде всего нужно определиться с какими-то ключевыми индикаторами для бюджета. Сейчас достаточно быстро нужно осуществлять этот процесс, и, думаю, за неделю, ну 10 дней уже определится нижняя - не скажу «дно падения тенге» - но какая-то равновесная цена, которая окажется приемлемой только при текущих условиях. Текущие условия - это принимая во внимание текущие цены на нефть и принимая во внимание текущий обменный курс российского рубля.

Прогнозировать, каким будет дно падения тенге трудно, потому что ситуация на международных рынках - это прежде всего цена на нефть, и она будет оказывать влияние на курс тенге-доллар.

- Официальные лица ежедневно заверяют нас, что свободное плавание тенге спасет экономику. Так ли это, как вы считаете?

- Нужно принимать во внимание, что для казахстанской экономики важным является экспорт минеральных ресурсов. У нас четверть ВВП формируется благодаря экспорту нефти и практически 68% экспорта составляет экспорт углеводородов. Углеводороды формируют более половины - примерно 54% - в консолидированных доходах бюджета. Консолидированных - это не только республиканский бюджет, но и Национальный фонд. Поэтому девальвация позволяет увеличить доходы экспортеров, и, в свою очередь, это увеличивает доходы бюджета. Если принимать во внимание, что по сравнению с прошлым годом цены на нефть упали в два раза, то, соответственно, примерно на 50% упали доходы бюджета. Поэтому сейчас девальвация позволяет восполнить эти потери доходов в бюджет благодаря тому, что увеличиваются доходы экспортеров и, соответственно, восполняются их налоговые платежи  в бюджет.

Кто выигрывает? Выигрывают экспортеры - в первую очередь, во вторую очередь - бюджет. Поскольку это восполняет потери от доходов, связанные с падением цен. Если сейчас определится какой-то более или менее равновесный курс тенге-доллар, он и будет, наверное, зафиксирован в прогнозе бюджета на 2016-2018 годы. Понятно, трехлетний бюджет в данный момент сложно прогнозировать. В парламенте уже раздавались призывы прогнозировать бюджет на один год. Но во всяком случае в бюджете 2016 года, думаю, какую-то цифру уже закрепят.

- Еще один аргумент за свободный курс тенге - привлечение инвесторов. Насколько, по вашему мнению, экономика Казахстана привлекательна сегодня для зарубежных капиталов?

- Инвесторы не просто так вкладывают в Казахстан, они заинтересованы получить возврат на свои инвестиции, то есть они ищут выгоду. Вспоминается, что несколько лет назад при обсуждении бюджета в парламенте инвестиции  бюджетных средств в газификацию Астаны были признаны безнадежными. И в этой связи меня удивило, что, на днях подписывали соглашение о британских инвестициях в газификацию Астаны. Нужно понимать, что инвесторы довольно настороженно относятся к развивающимся рынкам, к которым относится и Казахстан. Я бы хотела напомнить август 2007 года: для нас первым звонком о грядущем кризисе тогда служило именно бегство капитала. Инвесторы уходят с рынков, как только чувствуют первые признаки нестабильности. Как говорят, деньги любят тишину. И я бы слишком не надеялась, что какой-нибудь там заморский инвестор придет и решит все наши проблемы. Поэтому и наш бизнес, и наше правительство, и наши граждане должны научиться выживать в кризис сами. Правительство должно сокращать неразумные расходы на уровне республиканского бюджета, бизнес должен консолидировать свои доходы и тоже избавляться от тех расходов, которые не генерируют доходы. Может быть, это роскошные офисы, где-то, может быть, необоснованно раздутые штаты. И, в свою очередь, граждане тоже должны думать о том, как при падающем уровне доходов сократить свои расходы. Думаю, это единственный рецепт. Уповать на внешнего дядю заморского, который как  инвестор придет и спасет нас, не нужно. 

ИА Total.kz

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×