Топ-100 Больше всего средств идет на содержание аппаратов акиматов
  • 28 сентября, 11:16
  • Астана
  • Weather icon +5
  • 423,95
  • 495,81
  • 5,84

Больше всего средств идет на содержание аппаратов акиматов

90% бюджета четвертого уровня формируется за счет налогов и платежей жителей.

С результатами трехлетнего анализа бюджета четвертого уровня, проведенного в городах районного значения и сельских округах Казахстана поделилась исполнительный директор Transparency Kazakhstan Ольга Шиян, передает Total.kz.

По ее словам, предварительный анализ показал, что население зачастую не знает о существовании такого бюджета и о своих правах определять потребности села, на которые будут потрачены их прямые налоги. В настоящее время в Казахстане 2336 сельских округов и 46 городов, половина из которых имеют собственные бюджеты.  

«В начале следующего года аким должен отчитаться перед населением о том, как потрачены деньги, отчет об освоении средств бюджета утверждает маслихат. Однако в действительности в Казахстане нет сводной информации о том, на какие статьи расходов были потрачены местные бюджеты, как была принята процедура принятия новых бюджетов на следующие три года — 2019–2021», — следует из анализа.

С 2018 года Казахстан внедрил четвертый уровень бюджета для органов местного самоуправления — это самые маленькие административные единицы с населением более двух тысяч человек (села, города, районы). Закон о развитии местного самоуправления предусматривает, что жители сельских районов должны сами определять, на какой из 19 видов расходов будут потрачены их бюджеты. Причем 90% таких бюджетов формируются за счет налогов и платежей самих жителей.

 

За три последних года, по словам Ольги Шиян, больше всего бюджетов четвертого уровня принято в Алматинской, Туркестанской, Жамбылской, Карагандинской и Павлодарской областях. Впрочем, это нормально, учитывая высокую плотность населения и большее количество населенных пунктов. Меньше всего бюджет Мангистауской и Северо-Казахстанской областей.

Например, в Алматинской области, который включает в себя 17 районов, куда входят три города областного значения, четыре города районного значения, 248 сельских округов, принято 552 бюджета на общую сумму: в 2019 году – 19,9 миллиарда тенге, в 2020 году – 18,4 миллиарда тенге, в 2021 году – 19 миллиардов тенге. Самые большие расходы местного сообщества сконцентрированы в городе Каскелене: в 2019 году – 1,56 миллиарда тенге, в 2020 году – 1,39 миллиарда тенге, в 2021 году – 1,45 миллиарда тенге.

Кроме Каскелена, больше всего средств заложено в бюджетах отдельных поселков Туркестанской и Атырауской областей. Так, бюджет города Сарыагаша Туркестанской области составил в 2019 году 2 миллиарда тенге, в 2020 году – 1,86 миллиарда тенге, в 2021 году – 1,87 миллиарда тенге, бюджет поселка Индербор в Атырауской области в 2019 году – 1,7 миллиарда тенге, города Жетысая Туркестанской области в 2020-2021 годах – более 1,2 миллиарда тенге.

«Мы наблюдаем, что Туркестанская, Алматинская, Жамбылская области использовали возможность заложить хорошую материальную базу для поддержки и развития местного самоуправления. Меньше всего выделили денег на четвертый уровень бюджета акиматы Западно-Казахстанской, Северо-Казахстанской и Мангистауской областей», — отметила Ольга Шиян, выступая на онлайн-площадке первого ежегодного Центральноазиатского форума прозрачности.

Так, в Мангистауской области принято 69 бюджетов на общую сумму: в 2019 году – 1,77 миллиарда тенге, в 2020 году – 3,52 миллиарда тенге, в 2021 году – 4 миллиарда тенге. Порядка 900 миллионов тенге из них направляется на расходы села Мангистау. 

Аналитики Transparency Kazakhstan изучили, насколько активно проходило обсуждение проектов бюджета в разных регионах Казахстана. Эксперты отметили высокую степень заинтересованность в Актюбинской и Северо-Казахстанской областях.

«Действительно, депутаты маслихатов встречались с местными сообществами, обсуждали, выслушивали проблемы, что нашло отражение в протоколах», — рассказала Шиян.

Меньше всего, по ее словам, мнение населения уточняли депутаты маслихатов Акмолинской, Алматинской, Атырауской, Жамбылской и Туркестанской областей. Там принимали бюджеты без фактического учета мнения и анализа проблем сёл и небольших городов.

Зато во всех регионах на обеспечение и содержание аппаратов акиматов из местных бюджетов в течение последних трех лет выделялось больше всего средств, меньше всего — на социальную помощь населению.

По данным Transparency Kazakhstan, в 2019 году в «десятку» самых крупных затрат вошли расходы на содержание аппаратов сельских акимов, капитальный ремонт их зданий, прочих расходов, освещение улиц, благоустройство и озеленение населенных пунктов, обеспечение санитарии населенных пунктов, дошкольное обучение и образование. 

В 2020 году — на содержание аппаратов сельских акимов, освещение улиц, благоустройство и озеленение населенных пунктов, обеспечение санитарии населенных пунктов, дошкольное обучение и образование, прочие расходы, обеспечение функционирования автомобильных дорог.

В 2021 году — обеспечение и содержание аппаратов сельских акимов, освещение улиц, обеспечение санитарии населенных пунктов, благоустройство и озеленение населенных пунктов,  дошкольное обучение и образование, обеспечение функционирования автомобильных дорог, прочие расходы акимата.

Процедура принятия бюджета предполагает, что в обсуждении необходимо участие граждан, которые сами решают, на что будут потрачены их прямые налоги. Для этого необходимо предварительно опубликовать объявления в средствах массовой информации, депутаты должны встретиться с общественностью. В начале следующего года аким должен отчитаться перед населением о том, как потрачены деньги, отчет об освоении средств бюджета утверждает маслихат.

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.