Топ-100 Бозумбаев: Дефицита бензина в Казахстане нет
  • 25 апреля, 17:18
  • Астана
  • Weather icon +10
  • 443,85
  • 474,3
  • 4,8

Бозумбаев: Дефицита бензина в Казахстане нет

Фото: Алау-ТВ

Получившие выговор от Бакытжана Сагинтаева Канат Бозумбаев и Сауат Мынбаев попытались объяснить свои промахи в обеспечении АЗС топливом, передает Total.kz. 

«Совокупные запасы 92-го бензина (популярная марка АИ-92 прим. ИА Total.kz) по состоянию на 1 июня 2017 года составляли 292 тысячи тонн. В период повышенного потребления – это отпускной период, внутренний период, проведение ЭКСПО и так далее – запасы бензина 92-го, 93-го на нефтебазах снизились до уровня 140 тысяч тонн, что покрывает потребность примерно на 15 дней, – апеллировал к цифрам Канат Бозумбаев. – Средняя цена в республике на бензин 92-й в январе составляла 135 тенге, в октябре увеличилась в среднем от 150 до 155 тенге, показав рост на 11%. При этом доля импорта увеличилась с 15% в период июнь-август до 30% в сентябре, и до 40% прогнозно доля импорта увеличится в октябре. Я сразу хочу сказать, слово «дефицит» использовать не совсем правильно. Дефицита в стране нет».

Его перебил Бакытжан Сагинтаев, и между главой правительства и министром энергетики завязался оживленный диалог:

– Канат Алдабергенович, я вас перебью. Если дефицита нет, откуда очереди тогда?

– Попытаюсь сейчас разъяснить.

– Народ не поймет, есть или нет дефицита.

– Я попытаюсь, если разрешите.

– Пожалуйста

– Спасибо. Значит, в стране на вчерашний день 138 тысяч тонн в регионах на нефтебазах и в пути есть. Цена поднялась в связи с тем, что, в первую очередь, увеличилась доля дорогого российского бензина. Почему увеличилась доля российского бензина? Здесь причины следующие. Летом произошло снижение импорта 92-го бензина из РФ из-за увеличения цены на границе РФ и Казахстана с 517 долларов до 573 долларов. Практически на 10%. С изменением курса доллара по отношению к тенге в тот же период. Курс изменился с 314 до 340 тенге, то есть более чем на 8%. Если за первые 5 месяцев этого года ежемесячно импортировалось 90 тысяч тонн, то летом импорт составил 35-50 тысяч тонн. В тенговом эквиваленте цена импортируемого бензина на границе выросла со 160 до 196 тысяч тенге за тонну, или на 22%. Вторая причина так называемого дефицита – перенос срока остановки ПНХЗ на плановый профилактический ремонт. Перенос срока состоялся с июня на конец сентября в соответствии с письмом-обращением «КазМунайГаза» от 10 мая 2017 года.

Председатель правления НК «КазМунайГаз» Сауат Мынбаев включился в дискуссию:

– Касательно КМГ, наверное, надо говорить о трех аспектах того, как мы можем влиять на внутренний рынок. Первое – это стабильная работа трех НПЗ. Когда запланирован ремонт, своевременно ли? В этой связи все три завода работали на полную мощность. Переносился срок планового ремонта только по Павлодару с весны на осень, чтобы не останавливать завод два раза – один раз на плановый ремонт, другой раз на завершение модернизации. Мы весной посчитали, что до осени завод выдержит. Срок ремонта не продлевался ни на один день. На Атырауском заводе завершен плановый ремонт на пять дней раньше.

Глава правления КМГ сообщил, что в ноябре завершается модернизация Павлодарского и Атырауского нефтехимических заводов, а это значит, что с 1 января 2018 года Казахстан будет на 100% обеспечен светлыми нефтепродуктами.

Также Сауат Мынбаев сообщил, что внутренний рынок топлива на 30% зависит от импортных поставок, которые также осуществляет КМГ.

«У нас были вполне согласованные планы импорта, но в сентябре нас АРЕМ оштрафовал на 500 млн тенге. Нас обвинили, что мы находимся в сговоре с крупными участниками. При этом мы полагали, что надо принимать во внимание не только себестоимость на заводах, но и по какой цене импортируется бензин из РФ. К слову, в РФ бензин стоит 37 рублей, в пересчете на наши – 220 тенге. У нас – 150 тенге. Будет кто-нибудь завозить этот бензин? Мы, понятно, остановились. Остановились не только мы, все крупные сети остановились. Вот и дефицит», – объяснил Мынбаев.

Далее он сказал, что импорт пошел только с начала октября, когда Министерство энергетики заключило соглашение с антимонопольным агентством. «На сегодня по Астане, например, у нас без ограничений отпускается бензин по талонам, по карточкам, и 20 литров на одного потребителя. Импорт подходит, по Астане мы 15 октября на своих заправках ограничение снимем. Вопрос: по какой цене мы импортируем сейчас, чтобы не наносить себе убытки? Это 155 тенге. Можем продавать меньше, будем в убытках», – рассказал о сложностях ценообразования на бензин Сауат Мынбаев.

В заключение он еще раз подчеркнул, что вопросом экономической безопасности является обеспечение внутреннего рынка Казахстана топливом, однако цены должны находиться «в одном коридоре с соседними государствами».

Напомним, сегодня, выслушав доклады о ситуации с топливным дефицитом в стране, премьер-министр РК Бакытжан Сагинтаев объявил выговор председателю правления НК «КазМунайГаз» Сауату Мынбаеву, уволил вице-министра энергетики Асета Магауова и зампреда КМГ Данияра Берлибаева, а также подал на имя главы государства представление на объявление выговора министру энергетики Канату Бозумбаеву. 

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×