ЕАЭК получит возможность проводить разбирательства в отношении госсубсидий
Ратифицировать Соглашение ЕАЭС о специфических субсидиях предложил депутатам министр национальной экономики РК.
Министр национальной экономики РК Тимур Сулейменов сегодня на пленарном заседании мажилиса представил законопроект «О ратификации Соглашения о порядке добровольного согласования государствами-членами ЕАЭС с Евразийской экономической комиссией специфических субсидий в отношении промышленных товаров и проведения Евразийской экономической комиссией разбирательств, связанных с предоставлением государствами-членами ЕАЭС специфических субсидий», передает Total.kz.
Соглашение, по данным министра, подготовлено в реализацию договора о Евразийском экономическом союзе (п. 7 Приложения №28) и подписано 26 мая 2017 года на заседании Евразийского межправительственного совета. В соответствии с законом «О международных договорах» соглашение подлежит ратификации.
Специфической субсидией является такая, которая выдается определенным предприятиям (группе предприятий), промышленному сектору (группе секторов — автопром, легпром, металлургия и т.д.), определенному географическому региону (планы по развитию Приозерска, Жанаозена, Жезказгана). Примеры специфических программ субсидирования в РК: «Дорожная карта бизнеса 2020» — специфичность по отраслевому признаку (наличие требования о принадлежности к приоритетным секторам и отраслям обрабатывающей промышленности).
При разработке Соглашения учтен международный опыт, в частности Европейского союза и Всемирной торговой организации (принцип недискриминации, добросовестной конкуренции, режима наибольшего благоприятствования). ВТО считает субсидии одним из основных инструментов развития промышленности, за исключением запрещенных субсидий.
Запрещенные субсидии — субсидии, предоставление которых связано с экспортом продукции и поощрением использования местных товаров по отношению к импортируемым (импортозамещающие субсидии), а также субсидии, которые приводят к негативному влиянию на торговлю в стране-импортере.
«Целями Соглашения являются:
1. Исключение возможности применения компенсирующих мер в отношении согласованных с Евразийской экономической комиссией специфических субсидий;
2. Участие Евразийской экономической комиссии в качестве независимого арбитра в разбирательствах между государствами-членами ЕАЭС по вопросам предоставления промышленных субсидий.
Соглашением регламентируется:
- порядок добровольного согласования государствами-членами ЕАЭС с Евразийской экономической комиссией специфических субсидий в отношении промышленных товаров;
- порядок проведения Евразийской экономической комиссии разбирательств, связанных с предоставлением государствами-членами ЕАЭС специфических субсидий», — перечислил Тимур Сулейменов.
Министр национальной экономики также описал, как будет происходить согласование субсидий.
«Государство-член ЕАЭС в целях согласования субсидии направляет в комиссию соответствующее заявление. Соглашением предусмотрено 15 критериев допустимости субсидий. Если субсидия соответствует одному или нескольким критериям допустимости, то комиссия принимает решение о допустимости такой субсидии», — сообщил Сулейменов.
Министр также перечислил 15 критериев допустимости:
1) субсидия является малозначимой (100 тыс. долларов одному получателю (предприятию);
2) субсидия направлена на реализацию совместного проекта, предусматривающего производство продукции, которая не производится или производится на таможенной территории Союза в недостаточном количестве;
3) субсидия направлена на проведение НИОКР, в том числе совместных с целью стимулирования высокотехнологических производств;
4) субсидия направлена на осуществление инновационной деятельности;
5) субсидия направлена на возмещение ущерба, причиненного стихийными бедствиями или какими-либо другими чрезвычайными происшествиями;
6) субсидия предоставляется на помощь неблагополучным регионам, на адаптацию предприятий к требованиям защиты окружающей среды;
7) специфическая субсидия направлена на производство промышленного товара, не имеющего аналогов на таможенной территории Союза;
8) специфическая субсидия направлена на производство промышленного товара (код которого определен на уровне 10 знаков ТН ВЭД ЕАЭС), который производится на таможенной территории Союза в недостаточном количестве;
9) субсидия направлена на оказание помощи в повышении уровня профессиональной квалификации;
10) субсидия направлена на оказание помощи предприятиям, находящимся в неустойчивом или кризисном финансовом состоянии и проводящим реструктуризацию;
11) субсидия направлена на оказание помощи предприятиям, находящимся на начальном периоде становления;
12) субсидия направлена на оказание помощи в оплате до половины стоимости консультационных услуг, услуг по организации участия в торговых ярмарках, проведения фундаментальных исследований, прикладных промышленных разработок, затрат на получение лицензий;
13) субсидия направлена на оказание помощи для адаптации к стандартам ЕАЭС;
14) субсидия направлена на оказание помощи для обеспечения соответствия промышленной продукции требованиям соответствующих международных стандартов;
15) субсидия предоставляется в отношении промышленного товара, признанного совместно произведенным государствами-членами.
«Если специфическая субсидия содержит признаки запрещенных субсидий, то она не согласовывается Комиссией. Если специфическая субсидия не подпадает под критерии допустимости и недопустимости, то решение о согласовании такой субсидии не принимается. При этом, учитывая возможные изменения практики субсидирования, государство-член имеет право инициировать разработку нового критерия допустимости, который будет утверждаться решением Межправсовета», — сообщил Сулейменов.
Вводимая Соглашением процедура разбирательства является альтернативным механизмом разрешения споров.
«На сегодня у государств-членов уже есть возможность самостоятельного проведения расследования в отношении субсидий, предоставленных на территории других государств-членов ЕАЭС. Эта норма предусмотрена Договором о ЕАЭС (приложение №28 к Договору о ЕАЭС). Уполномоченные органы сторон (министерства промышленности или экономики) могут проводить такое расследование по своей инициативе либо бизнеса, о чем уведомляется противоположная сторона. Расследование проводится в течение 6 месяцев», — рассказал глава МНЭ РК.
По итогам расследования принимается решение о наличии ущерба, выставляется требование об отмене предоставленной субсидии и размере компенсирующей меры.
«В данном случае присутствует субъективный фактор, так как заинтересованная сторона сама проводит расследование, по сути, в одностороннем порядке. Рассматриваемым Соглашением вводится новый механизм, согласно которому разбирательство будет проводить Комиссия, как независимый арбитр. Это позволит обеспечить объективное и всестороннее рассмотрение спорных вопросов.
По итогам разбирательства Комиссией принимается обязательное для исполнения государствами-членами решение», — сказал Тимур Сулейменов.
По его словам, при установлении факта наличия ущерба в отношении согласованных субсидий, государство прекращает предоставлять такие субсидии. В этом случае компенсирующие меры не вводятся.