Топ-100 Мажилисмены спрогнозировали, насколько сократятся поступления в Нацфонд
  • 20 апреля, 16:41
  • Астана
  • Weather icon +23
  • 446,49
  • 475,38
  • 4,79

Мажилисмены спрогнозировали, насколько сократятся поступления в Нацфонд

Фото: ia-centr

Привлечение внешних займов еще больше усугубит положение — депутат об экономической ситуации в Казахстане.

Депутат мажилиса Аманжан Жамалов спрогнозировал отрицательные последствия падения цен на нефть для казахстанской экономики, передает корреспондент Total.kz.

«Стоимость нефти впервые в истории ушла в отрицательные значения. Республиканский бюджет на 2020 год сверстан с учетом цены в 20 долларов за баррель. С учетом роста расходов бюджета ненефтяной дефицит в 2020 году увеличится до 7,5 триллиона тенге. По оценкам, поступления в Нацфонд упадут с 3,3 триллиона до 1 триллиона тенге. При этом трансферт из Нацфонда в бюджет вырастет с 2,7 триллиона тенге до 4,8 триллиона тенге. В результате в 2020 году сбережения Нацфонда, где накоплено 57,5 миллиарда долларов, сократятся на 3,7 триллиона тенге, или 8,5 миллиарда долларов. Все эти данные взяты мною из пояснительной записки правительства к новому уточненному бюджету на текущий год», — говорится в депутатском запросе Аманжана Жамалова, который он сделал на пленарном заседании мажилиса.

По его словам, сохранение низких цен на нефть, государственное субсидирование деловой активности, увеличение новых налоговых льгот для бизнеса приведут к существенным потерям для бюджета.

«Привлечение внешних займов еще больше усугубит положение. В целом, в ближайшие годы увеличение трансферта из Национального фонда неизбежно. По предварительным расчетам, до 15 млрд долларов. При такой скорости изъятия активы Национального фонда могут быть исчерпаны менее чем за 3-4 года. На заседании Совета безопасности 24 апреля этого года Елбасы отметил, цитирую: «Национальный фонд не беспредельный, надо его использовать экономно и в крайних случаях». Поэтому для его сохранения уже сейчас необходимо серьезно ограничивать рост бюджетных расходов. Социальные расходы составляют всего 55% бюджета, остальные расходы направлены на содержание государственного аппарата и другие несоциальные расходы. В условиях спада экономики у правительства будет соблазн в качестве антикризисных мер увеличивать инвестиции в льготное государственное финансирование бизнеса, через различные программы, как это было в прошлые годы», — отметил депутат.

На практике, добавил спикер, все это оборачивается поддержкой небольшой группы избранных компаний.

«К примеру, в прошлые годы по Дорожной карте бизнеса кредитовались пятизвездочные отели, элитные рестораны, автоцентры, медицинские центры, автобусные парки, таксопарки и так далее. Сегодня, судя по всему, в рамках антикризисных мер правительства опять фигурируют эти же компании, что уже вызвало значительный и негативный резонанс в социальных сетях и самом бизнес-сообществе. Данный кризис однозначно будет затяжным, и «заливать» деньгами экономику все это время не получится», — подчеркнул мажилисмен.

Для частичного решения проблем он предложил взамен бюджетного финансирования восстановить роль банковского кредитования в экономике.

«Банковское кредитование должно стать доступным без всяких субсидий из бюджета. Проблемы с кредитованием связаны с дисфункцией базовой ставки. 10 марта базовая ставка была повышена с 9,25 % до 12 %, что, на мой взгляд, было ошибкой, и уже 3 апреля снова снижена до 9,5 %, и это преподнесено Национальным банком как действенная мера для увеличения кредитования. Но в действительности на сегодня базовая ставка потеряла свой смысл, она не определяет ставки по кредитам, не влияет на курс тенге. Ее размер влияет только на доходы банков от размещения свободных средств в ноты Национального банка. Поэтому целесообразно начать поэтапное снижение базовой ставки, обеспечить работу процентного канала (когда базовая ставка влияет на ставку по кредитам) и восстановить кредитование», — заключил Жамалов.

Исходя из вышеизложенного, предлагается:

  • разработать поправки в Концепцию формирования и использования средств Национального фонда Республики Казахстан, направленные на ограничение использования средств Нацфонда и его сбережение;
  • провести ревизию и оценку эффективности бюджетных и квазибюджетных инвестиционных проектов;
  • совместно с Национальным банком разработать программу восстановления банковского кредитования для бизнеса и населения по ставкам 3-4 %.
Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×