Топ-100 Протесты в Индии должны стать сигналом для Казахстана – Шамсутдинов
  • 02 марта, 10:14
  • Астана
  • Weather icon -9
  • 417,9
  • 503,07
  • 5,64

Протесты в Индии должны стать сигналом для Казахстана – Шамсутдинов

Повторит ли АПК Казахстана печальный индийский опыт?

В Индии уже третий месяц идут масштабные протесты фермеров и сельхозпроизводителей. Автор Total.kz Эльдар Шамсутдинов разобрался в вопросе и объясняет, почему на этот кейс стоит обратить внимание казахстанскому правительству.

Правительство Индии дерегулировало рынок на сельхозпродукцию и лишило миллионы работников отрасли трудовых гарантий. В результате в конце ноября в стране вспыхнули протесты, которые продолжаются до сих пор. В районе забастовок – вблизи Дели – власти отключили интернет. Что в стране происходит сейчас, сказать сложно. Бастуют самые незащищенные слои населения – низкооплачиваемые рабочие и фермеры: 41,49% из них заняты в сельском хозяйстве и 26,18% в промышленности.

В конце сентября президент Рат Натх Ковинд (не Ковид) одобрил так называемые «фермерские законы». Фермеры были против них еще на стадии обсуждения в нижней палате парламента. Однако Индийская народная партия (BJP) с большинством голосов в парламенте продавила эти законы, после чего протесты усилились.

Декларативная цель новых законов – «повышение благосостояния рабочих через привлечение инвестиций», что, по заверениям правительства, приведет к развитию экономики и принесет пользу всем. Рассмотрим, какие изменения последуют за дерегуляцией на деле.

Новые законы позволят владельцам предприятий с численностью меньше трехсот человек (до этого было – до ста человек) сокращать работников по своему усмотрению. Эта мера позволила бы предприятиям стать более гибкими и эффективными, но 90% рабочей силы в Индии и так занято в неформальном секторе, значит, такое решение никак не поможет отрегулировать рынок занятости. Также подавляющее большинство предприятий имеют как раз менее трехсот работников, поэтому даже те, кто занят официально, теперь не смогут гарантированно получить оплату своего труда.

Также в рамках дерегуляции правительство может освобождать новые предприятия от любых правил и требований, включая те, которые гарантируют защиту работников, если это способствует «созданию рабочих мест» и «экономическому процветанию». Очень размытые формулировки, которые владельцы предприятий могут трактовать, как им угодно.

Но самое главное: правительство перестает контролировать ценообразование в АПК и фермерам придется продавать свои товары по цене, которую будут готовы платить покупатели. Проще говоря, минимально поддерживаемые цены правительство устанавливать больше не будет. Но в то же время в законе прописано, что торговать по свободным ценам теперь смогут предприятия, заключившие эксклюзивные контракты с производителями.

Сторонники реформ утверждают, что таким способом они расширяют возможности фермеров, а то, что сельскохозяйственный сектор был отдан на откуп крупным корпорациям, должно стимулировать консолидацию земель, инвестиции в механизацию. В итоге это приведет к экономии за счет масштаба, которая повысит производительность.

По факту, фермеры остаются один на один со своими сложностями и будут работать не то что не в плюс, но в самый настоящий жирный минус. Такая эксплуатация труда на современный манер. Мелкие производители стали зарабатывать еще меньше, ведь им все равно приходится продавать продукцию на месте, а крупные корпорации при отсутствии ограничений начали спекулировать продукцией, что привело к росту цен.

В Индии наступил настоящий дикий капитализм, о котором так часто мечтают наши предприниматели, но который противоречит современной этике. Социальный кризис быстро перерос в кризис политический, что выразилось в отставке министра пищевой промышленности Харсимрат Каур Бадаль, члена правоцентристской партии Широмани Акали Дал, входящей в коалицию для принятия «антифермерских» законов.

Текущая ситуация в АПК Индии выглядит так. В 2018 году Национальный банк сельского хозяйства и развития сельской местности заявил, что больше половины фермеров в долгах, а в 2018-2019 годах покончили с собой свыше 20 тысяч работников сельского хозяйства. Большинство из них брали микрокредиты с групповым поручительством и не смогли их погасить. После этого коллекторы терроризировали всех поручителей по выданным займам. В некоторых случаях это было все взрослое население небольших сел. С принятием новой порции законов ситуация вряд ли изменится в лучшую сторону, потому что теперь фермеры будут лишены даже небольшого стабильного и гарантированного дохода.

Индийское правительство годами создавало видимость успешного сельского хозяйства. Теперь, рано или поздно, все мелкие крестьянские хозяйства будут поглощены теми, у кого ресурсов больше и связи крепче. А почти у 60% населения Индии даже не останется шансов. Поглощение мелких фермерских хозяйств огромными сельскохозяйственными конгломератами проблематично и неэффективно, как можно убедиться даже на опыте нашего родного АПК.

Впрочем, нечто похожее на индийский вариант происходит и у нас. В АПК Казахстана на протяжении долгих лет вливаются триллионы бюджетных денег, мелкие крестьянские хозяйства кредитуются по многочисленным госпрограммам, вот только фактически это никак не сказывается на росте их благосостояния. Сельское хозяйство поддерживается бессистемно, долги фермеров растут.

Для того, чтобы не повторить сценарий Индии, нужно действовать стратегически уже сейчас. АПК для нашей страны – это эффективный бизнес или социальная поддержка для миллионов человек? Если это эффективный бизнес, необходимо провести ревизию программ поддержки, закрыть нецелесообразные, оптимизировать работающие. Необходимо активно работать над открытием рынков и снижением транзакционных издержек. А если это поддержка населения регионов и обеспечение занятости, то необходимо это признать и подойти более добросовестно и справедливо к распределению выделенных средств. Необходимо поддерживать мелкие хозяйства, а не крупных участников АПК, которые имеют доступ к субсидиям (в различных формах), благодаря связям и элементарно более широким ресурсам.

Специалистов, владеющих компетенциями эффективного распределения субсидий, в финансовом секторе АПК достаточно. Например, крупнейший оператор государственных программ в секторе «КазАгроФинанс» проводил достаточно последовательную стратегию привлечения средств не только из бюджета, но и на коммерческой основе с последующим мониторингом и возвратом средств. «КазАгроФинанс» одним из первых принял меры по ликвидации из своего портфеля проблемных крупных сельскохозяйственных корпораций в середине 2010-х, на которые еще долго ставили крупнейшие игроки финансового рынка Казахстана. В компании всегда эффективно проводилось управление активами и пассивами, оптимизация стоимости фондирования, они были первопроходцами по ряду международных финансовых инструментов. И все это проделывалось в рамках решений, принятых выше: в наших реалиях даже самые компетентные специалисты на рынке вынуждены оптимизировать убытки от уже принятых неэффективных решений своего руководства.


Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.