Топ-100 Тарифы на воду должны быть справедливыми – Нигматулин
  • 25 апреля, 04:39
  • Астана
  • Weather icon 0
  • 443,85
  • 474,3
  • 4,8

Тарифы на воду должны быть справедливыми – Нигматулин

Фото: Пресс-служба парламента

Спикер Мажилиса Нурлан Нигматулин на парламентских слушаниях высказался на тему «Актуальные вопросы обеспечения качественной питьевой водой населенных пунктов Республики Казахстан».

Нигматулин отметил, что несмотря на определенные улучшения в сфере водоснабжения, здесь все еще имеется ряд проблем, требующих скорейшего разрешения, передает Total.kz.

Спикер нижней палаты отметил, что сегодня отсутствует системный подход при строительстве и эксплуатации объектов водоснабжения:

«Обеспечение населенных пунктов качественной питьевой водой является для Казахстана одной из приоритетных задач, которая выполняется в рамках Программы развития регионов до 2020 года, а также в рамках госпрограммы инфраструктурного развития «Нурлы жол». Необходимо отметить, что все эти годы в стране проводится большая работа по реализации данных программ. Несмотря на определенные улучшения в сфере водоснабжения, здесь все еще имеется целый ряд проблем, требующих скорейшего разрешения».

Во-вторых, считает Нигматулин, проблематичным остается вопрос эксплуатации объектов после завершения их строительства. Сегодня обеспеченные материальными средствами и кадровым потенциалом эксплуатирующие предприятия имеются, как правило, лишь в районных центрах, а в селах и аулах система водоснабжения передана обслуживанию сельским акимам, которые не обеспечены минимально необходимыми средствами эксплуатации, да и специалистами.

«Данное обстоятельство приводит к частым авариям в системах водоснабжения, выходу из строя узлов и оборудования и, в конечном итоге, остановкам водопроводов. Наверное, возникла необходимость соответствующим центральным и местным исполнительным органам обратить внимание на то, что помимо инвестиций в модернизацию и строительство новой инфраструктуры нужно уже сегодня предметно заниматься и развитием профессиональных навыков у сотрудников предприятия водоснабжения. В-третьих, считается само собой разумеющимся, что эксплуатацией объектов водоснабжения должны заниматься лишь государственные предприятия, между тем имеется мировой опыт в той же Франции или Испании, где ответственное за сферу водоснабжения государственное предприятие назначает частную компанию для управления водоснабжением на основе контракта в форме концессии или арендного договора. Вероятно, что и у нас внедрение ГЧП позволило бы повысить эффективность управления водными ресурсами», – выразил свое мнение Нурлан Нигматулин.

«Подводя итоги вышесказанного, хочу особо подчеркнуть, что обеспечение населения качественной питьевой водой должно соответствовать, на наш взгляд, следующим требованиям. Население должно иметь круглосуточный и неограниченный доступ к питьевой воде гарантированного качества. Это требование 21 века. Где бы наш гражданин ни находился и где бы он ни проживал – в сельской местности либо в городе – такой подход по обеспечению круглосуточного неограниченного доступа должен быть обеспечен», – отметил чиновник.

Также Нигматулин высказался и по поводу тарифов.

«Тарифы должны быть справедливыми и при этом обеспечивать покрытие затрат на водоочистку и распределение. В случаях, когда тариф оказывается неподъемным для социально-уязвимых слоев населения, их надо субсидировать или оказывать адресную помощь. Очень важным требованием является высокий уровень обслуживания потребителей. Конечно, здесь еще и стоит большой вопрос по эффективному использованию наших водных ресурсов. Есть ряд ярких примеров в регионах нашей страны, где через тарификацию и другие инструменты добились того, что водообеспечение сегодня ведется по разделению – что идет для питьевой воды и что идет для полива огородов и частных хозяйств. Должен быть внедрен следующий принцип: когда потребитель платит справедливую цену за получаемую услугу, он должен обслуживаться соответствующим образом. Для обеспечения устойчивого развития инфраструктуры водоснабжения, для обеспечения ее долговечности и эффективности, необходимо активно использовать современные технологии и материалы. Реализация всех этих требований возможна лишь при должном общественном мониторинге. Здесь очень важно, чтобы центральные и местные исполнительные органы активно работали с общественностью, неправительственными организациями, которые сегодня работают в этом секторе», – подытожил спикер мажилиса.

Также во время парламентских слушаний стало известно, что Азиатский банк развития готов предоставить Казахстану долгосрочные займы для реализации проектов по обеспечению сельских населенных пунктов качественной питьевой водой.

По словам директора постоянного представительства АБР в Казахстане Джованни Капаннелли, международный финансовый институт поддерживает долгосрочное стратегическин программы.

«Азиатский банк развития планирует инвестировать порядка 1 триллиона тенге до 2021 года в сельское хозяйство, водоснабжение, энергетику, сельское и городское развитие, транспорт, здравоохранение, образование и финансирование МСБ. Деньги направят в том числе и на модернизацию систем водоочистки», – сказал Джованни Капаннелли.

Вице-министр здравоохранения РК Алексей Цой привел неутешительные данные. Граждане, проживающие в 68 населенных пунктах Южно-Казахстанской, Жамбылской, Алматинской, Западно-Казахстанской областей, вынуждены использовать неочищенную воду из родников и рек. Также, по словам Цоя, методы государственного контроля за качеством воды не менялись больше десяти лет.

«У нас в 2016 году уже разработана карта рисков влияния окружающей среды на здоровье населения, и она включена в план мероприятий программы «Денсаулык». Также мы устанавливаем причины заболеваний от качества питьевой воды, новые методики, которые сейчас разрабатываются, мы также берем на вооружение», – подчеркнул вице-министр здравоохранения РК.

По информации исследовательской службы Energyprom, водохозяйственные компании обеспечили Казахстан двумя миллиардами кубометров воды. Однако тарифы на горячую воду для казахстанцев подскочили за год на 3%, на холодную – на 11%.

По итогам 9 месяцев водохозяйственные компании обеспечили 2,1 млрд м³ природной воды (+1,1% за год), из которых питьевая вода составила 39% – 804,8 млн м³ (+1,6% за год). Еще 1,3 млрд м³ составила непитьевая вода (+0,8% за год). Наибольшая доля непитьевой воды в общем объеме водоснабжения отмечена в промышленных регионах: Мангистауской (98,1%), Восточно-Казахстанской (66,5%), Карагандинской (63,8%), и Павлодарской (58,5%) областях.

В стоимостном выражении объемы промпроизводства в сегменте водоснабжения и водоотведения, а также сбора и распределения отходов составили 159 млрд тнг – на 16,5% больше, чем годом ранее. По итогам 2016 года сбор, обработка и распределение воды в стоимостном выражении составляли 98,7 млрд тнг (+12,4% за год). Объемы поставляемой природной воды достигли 2,8 млрд м³ (+1% за год), из них питьевой – 1,1 млрд м³ (-1,4 % за год). По итогам октября холодная вода обходилась казахстанцам в среднем по 71,3 тнг за м³, это на 10,5% дороже, чем в аналогичном периоде годом ранее. Горячая вода подорожала на 3,2%, до 221,7 тнг за м³. На 8,5% год-к-году подскочили тарифы на канализацию, до 46,5 тнг за м³. Вывоз мусора достиг 163,7 тнг на человека в месяц, +6,1% за год.

Напомним, программа «Нұрлы жол» была утверждена указом президента Республики Казахстан от 6 апреля 2015 года №1030.

Целью государственной программы инфраструктурного развития является формирование единого экономического рынка путем интеграции макрорегионов страны на основе выстраивания эффективной инфраструктуры на хабовом принципе для обеспечения долгосрочного экономического роста Казахстана, а также реализация антикризисных мер по поддержке отдельных секторов экономики в условиях ухудшения конъюнктуры на внешних рынках.

Ключевыми задачами программы являются:

  • создание эффективной транспортно-логистической инфраструктуры по «лучевому» принципу;
  • развитие индустриальной инфраструктуры и туристской инфраструктуры;
  • укрепление энергетической инфраструктуры в рамках Единой электроэнергетической системы;
  • модернизация (реконструкция и строительство) инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства и систем тепло-, водоснабжения и водоотведения;
  • повышение доступности жилья для граждан;
  • развитие инфраструктуры сферы образования;
  • повышение конкурентоспособности субъектов предпринимательства;
  • поддержка отечественного машиностроения;
  • поддержка экспорта;
  • повышение конкурентоспособности субъектов АПК;
  • обеспечение инфраструктурой проектов «Дорожной карты бизнеса-2020»;
  • обеспечение безопасности качества продукции через развитие лабораторных баз;
  • обеспечение изученности территории Казахстана с оценкой прогнозных ресурсов.
Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×