В Казахстане будут оптимизированы Таможенный и Налоговый кодексы
Идеология нового Налогового кодекса будет направлена на защиту интересов добросовестного налогоплательщика.
Об этом на брифинге в правительстве заявил первый вице-министр национальной экономики Руслан Даленов, передает Total.kz со ссылкой на пресс-службу ведомства.
«Индустриализация и экономический рост» является важным направлением Плана нации «100 конкретных шагов». Половина из них приходится на данное направление. За Министерством нацэкономики закреплены четыре шага, три из которых касаются налоговой и таможенной политики и один – антимонопольной работы», – сказал Даленов.
Он пояснил, что по налогово-бюджетной сфере предусмотрено три шага: оптимизация налоговых и таможенных политик и процедур, совершенствование механизмов взимания косвенных налогов и оптимизация действующих налоговых режимов.
Даленов отметил, что по шагу 37 «Оптимизация налоговых и таможенных политик и процедур» разработаны проекты новых Налогового и Таможенного кодексов.
По его словам, идеология нового Налогового кодекса будет направлена на защиту интересов добросовестного налогоплательщика.
«Все неясности и неточности будут толковаться в пользу налогоплательщиков. Такой принцип позволит справедливо рассматривать налоговые споры. Кроме этого, предлагается не применять штрафы и пени, если налогоплательщик действовал в соответствии с разъяснением налогового органа, по которому впоследствии изменилась позиция», – сказал Даленов.
Он отметил, что администрирование будет упрощено.
«Добросовестную часть не нужно проверять. Среднюю часть – проверять лишь выборочно и помогать платить налоги. А «красная» зона должна подвергаться контролю. Нужно установить четкие правила, кто куда относится. И бизнесмен будет стремиться быть в «зеленой» зоне. Сдает электронные фактуры, платит налоги не ниже отраслевой нагрузки, прозрачен в своей деятельности – добро пожаловать в «зеленую» зону», – проинформировал Даленов.
По его словам, новый подход предусматривается и в Таможенном кодексе.
«Устанавливается приоритет электроники перед бумагой. Теперь участники ВЭД дистанционно смогут подать декларацию через информационную систему таможенных органов без необходимости прикладывать подтверждающие документы», – сообщил первый вице-министр.
Кроме того, теперь все участники ВЭД смогут получить отсрочку на месяц по таможенным пошлинам и налогам, а по некоторым категориям товаров – до шести месяцев. Расширены возможности выпуска товаров до подачи декларации. Этим более упрощенным механизмом смогут воспользоваться инвесторы, которые завозят товары в рамках реализации инвестпроектов. Также данная норма распространяется теперь и на свободные склады, СЭЗы, таможенные процедуры переработки.
«С принятием нового Налогового кодекса упростятся налоговые проверки, налогоплательщики будут четко знать, что делать, чтобы их меньше проверяли, для малого и среднего бизнеса сократится срок исковой давности с 5 до 3 лет, изменится идеология администрирования, будет внедрен принцип презумпции невиновности налогоплательщика, что позволит по-другому рассматривать налоговые споры. Будут систематизированы налоговые льготы», – сообщил Даленов.
Он отметил, что малый бизнес получит дополнительный выгодный налоговый режим. Также будут реализованы системные меры для эффективного недропользования и геологоразведки.
Даленов проинформировал, что в рамках шага 53 «Изменение концепции работы антимонопольной службы и ее приведение в соответствие со стандартами ОЭСР» антимонопольные органы перешли от реагирования постфактум на профилактику нарушений.
«Например, если раньше антимонопольный орган сразу выходил на расследование, то теперь сначала направляется уведомление и субъект самостоятельно устраняет нарушение», – пояснил он.
Первый вице-министр отметил, что была снижена нагрузка на бизнес, на доминантов.
«Ранее был перечень доминантов, они сдавали отчетность и по некоторым услугам требовались согласования. Теперь этого нет. Это сокращение издержек бизнеса, устраняется барьер для инвестиционных решений. Но при этом антимонопольный контроль сохраняется в виде реагирования на жалобы в соответствии с международной практикой», – резюмировал Даленов.