Топ-100 Венеция поневоле: почему саботируется строительство ливневки в Нур-Султане
  • 19 марта, 14:38
  • Астана
  • Weather icon +1
  • 449,3
  • 489,69
  • 4,89

Венеция поневоле: почему саботируется строительство ливневки в Нур-Султане

В столичных тендерных баталиях за лакомый кусок бюджета замешаны не столько акимы, сколько их заместители.

Затопление улиц Нур-Султана в дождливые сезоны уже почти четыре года как стало республиканским мемом. В 2018 году, после заплыва двух отважных астанчан на резиновой лодке по улицам города, проблемой озаботились одновременно в правительстве, сенате и мажилисе. Аким тогда еще Астаны, которым был Асет Исекешев, обещал справиться с проблемой в три года. Эти три года прошли — проблема осталась.  

Свежо предание

Вообще, о том, что в дождливые сезоны столица Казахстана превращается в филиал Венеции, где роль каналов исполняют улицы, еще в 2016 году говорил Нурсултан Назарбаев. Елбасы в конце апреля того года на совещании о подготовке Астаны к «ЭКСПО-2017» поднял одного из заместителей акима (тогда столицей руководил Адильбек Джаксыбеков), и показал ему ряд фотографий залитого водой города с плывущими автомобилями. Тот пытался отрицать, что на кадрах запечатлена Астана, пока президент не пролистал слайды до узнаваемых пейзажей — Байтерека и Дома правительства, на фоне которых люди и машины двигаются в потоках воды.

Спустя два года астанчане устроили заплыв на резиновой лодке по одной из улиц столицы. Видеоролик этого подвига облетел все социальные сети. Тогдашний спикер сената Касым-Жомарт Токаев возмутился тем, что Астана до сих пор не готова к капризам природы и после сильного дождя оказалась подтопленной.

«Несмотря на поручения президента, Астана хронически не готова к сильным дождям и другим проявлениям природной стихии. Страдают и жители столицы, и ее международная репутация», — написал будущий глава государства в Twitter, отметив при этом, что «проблему можно было решить задолго до 20-летия столицы», и предупредив: «сенаторы потребуют принять срочные меры».

Вслед за главным сенатором возбудилось и правительство, глава которого, Бакытжан Сагинтаев, потребовал ответа у акима Астаны Асета Исекешева.

Градоначальник сообщил, что в городе есть сложные участки, где происходят подтопления, и перечислил их: улица Акбулак, проспекты Момышулы и Абылайхана, микрорайон Молодежный и т.д.

«Найдены сложные технические решения для двукратного увеличения стоков, разработан проект, который в 2019 году будет реализован. Таким образом, программа с учетом финансирования ведется ускоренными темпами. За эти три года основные вопросы будут решены», — пообещал Исекешев.

Новая метла

Но в 2019 году, когда ожидалась реализация проекта Асета Исекешева, в Астане, переименованной в Нур-Султан, появился новый аким — Алтай Кульгинов. Его заместителем «по вопросам предупреждения чрезвычайных ситуаций, энергетики, коммунального хозяйства (теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, водопользования, ливневых каналов), коммунальных отходов, газификации, газоснабжения, городского общественного транспорта и связи, строительства инфраструктуры автомобильных дорог, линий LRT, ТЭЦ-3, СПК (в части энергетики)» был назначен Ермек Кизатов — почетный железнодорожник (дорос от мостового мастера до вице-президента АО «НК «ҚТЖ»), с 2015 года руководивший АО «НК «ҚазАвтоЖол». Устройство Кизатова в столичный акимат заместителем, тем более по потенциально денежным вопросам, никого не удивило.

Впрочем, циркуляция чиновников в госсекторе интересует лишь в свете проблемы перманентного превращения жителей главного города страны в водоплавающих. И внезапно была найдена причина того, что на протяжении как минимум пяти последних лет столицу топило, а акиматовские чиновники лишь разводили руками.

Журналист Михаил Козачков в Facebook поведал историю недавних тендеров на прокладку ливневой канализации в Нур-Султане. Судя по его информации, были проведены конкурсы по двум лотам — на 11,6 миллиарда тенге и 3,8 миллиарда тенге. В обоих тендерах конкурсная комиссия одной и той же компании насчитала разные размеры так называемой условной скидки, складывающейся из опыта работы и показателя уплаченных налогов.

«По этому лоту в комиссии заседал сам аким Кульгинов, а также его заместитель Ермек Кизатов плюс другие чиновники из управления топливно-энергетического комплекса и управления госзакупок, всего пять человек. Этой великолепной пятерке и предстояло произвести все расчеты, что они и сделали. В итоге победителем конкурса по лоту на 11,6 миллиарда тенге было признано АО «Алматыинжстрой». <…> Вот и получается, что тендер на 11 миллиардов достался подрядчику благодаря усилиям акима столицы и его зама, а подрядчика на мелочь в 3,8 миллиарда выбирали УТЭКовцы. Размер имеет значение», — пишет журналист.

В итоге проигравшие компании обратились в суд, который признал результаты двух тендерных комиссий (в одной из них заседали сам аким Кульгинов и его заместитель Кизатов!) недействительными. Решения СМЭС и городского суда Нур-Султана, как пишет журналист, уже вступили в силу.

Собственно, из этой истории можно догадаться, что нечто подобное происходило и прежде: за столь лакомый кусок столичного бюджета, который выделяется на прокладку ливневки в Нур-Султане, ведутся настоящие тендерные баталии, и в них замешаны не столько акимы, сколько их заместители, руководители управлений и другие «ответственные лица».

Поскольку сфера ливневых стоков — вотчина Кизатова, пришедшего на пост зама Кульгинова как раз в 2019 году, когда должен был реализовываться проект Исекешева, у него и надо спрашивать, почему в этом деле наблюдается уже двухлетний простой. А в связи с провалом тендеров из-за странной арифметики членов конкурсных комиссий спрашивать должны в том числе и компетентные органы.

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×