Топ-100 Зачем Минсельхозу некачественные бирки?
  • 02 августа, 11:18
  • Астана
  • Weather icon +29
  • 424,44
  • 504,91
  • 5,81

Зачем Минсельхозу некачественные бирки?

Предлагаемая МСХ мера может повлечь за собой огромные экономические потери, считают эксперты.

Министерство сельского хозяйства РК планирует внести изменения в правила идентификации сельскохозяйственных животных. В числе поправок — отмена обязательной сертификации ушных бирок в Международном комитете по ведению записей о животных (ICAR). Свое решение Минсельхоз аргументирует необходимостью создать равные условия для поставщиков бирок. Однако данная мера может привести к тому, что рынок изделий идентификации наводнится некачественными продуктами и приведет к полной потере системы идентификации животных в Казахстане из-за массового выпадения ушных бирок.

А привычка осталась

Ежегодно бирки закупаются государством в объеме 14,5 миллиона штук (для молодняка КРС, МРС, свиней). Минсельхоз тратит около одного миллиарда тенге в год, чтобы идентифицировать сельхозживотных, соответственно, концентрация средств делает этот рынок интересным для поставщиков.

«Исторически сложилось так, что для внедрения системы учета сельхозживотных требовалось снабжать фермеров бесплатными бирками за счет госбюджета. Планировалось, что закуп будет осуществляться в течение пяти-шести лет, пока рынок не будет готов к самостоятельному закупу. Это произойдет тогда, когда фермеры оценят важность системы идентификации. По факту это уже произошло», — рассказал исполнительный директор Мясного союза Казахстана Аскар Жубатыров.

Однако, по словам спикера, прошло 10 лет, а государство по привычке продолжает закуп бирок. Почему так важны испытания бирок и их качество? Ушная бирка должна сохраняться в течение всей жизни животного, при ее утрате теряются все данные о животном, в том числе информация о болезнях, перемещениях, вакцинах и др. Поэтому бирка не должна выпадать из места закрепления (уха) на животном, быть устойчивой к солнечным лучам, низким и высоким температурам, механическим повреждениям. Качество бирок проверяют на устойчивость к ультрафиолету, воздействию температур, разрывают на специальных аппаратах, анализируют состав. Только после прохождения всех этих испытаний можно дать заключение о надежности бирок. Этим и занимаются независимые лаборатории ICAR.

«Стоит ли говорить, что в случае исключения сертификации в ICAR уровень проверки качества бирок упадет, а проверка достоверности анализов будет невозможна», — констатировал Аскар Жубатыров.

Отменяя международные стандарты, государство должно создать условия для соблюдения национальных стандартов, то есть организовать лабораторию. Но таковой в Казахстане нет.

Игра по правилам

В 2011 году правительство РК выпустило постановление, которым внесло в правила идентификации сельскохозяйственных животных требования об обязательной сертификации в ICAR.

ICAR (Международный комитет по ведению записей о животных) — некоммерческая организация, которая занимается развитием стандартов регистрации, учета сельхозживотных по всему миру (более 60 стран). Более 25 лет организация уполномочена Всемирной организацией торговой организацией (ВТО) и Всемирной организацией здоровья животных (ранее МЭБ) контролировать производство средств идентификации сельхозживотных.

 

«Казахстан принял требование по сертификации в ICAR после того, как в 2010-2011 году столкнулся с массовым выпадением ушных бирок из-за их низкого качества», — пояснил директор республиканской палаты по породе Аулиеколь Нургали Бисекенов.

Тогда наученные горьким опытом и угрозами полной потери системы идентификации животных чиновники Минсельхоза настояли на принятии международных стандартов. Однако прошло несколько лет и прежний опыт забыт.

Более того, в 2013 году МСХ РК и правительство РК разработали стратегию модернизации ветеринарной системы в соответствии с международными стандартами. Согласно стратегии, Казахстан принимал требования Всемирной организации здоровья животных (ранее МЭБ) по приобретению качественных изделий идентификации у производителей, зарегистрированных в ICAR. Эти шаги важны для государства, активно участвующего в международной торговле продукцией животноводства.

Чем дальше в лес

В 2021 году МСХ РК перечеркивает весь прошлый опыт и обязательства по реализации стратегии, пытаясь отменить требования по международной сертификации. Основанием для исключения требований стало уведомление Агентства РК по защите и развитию конкуренции.

«Республикой Казахстан не заключены соответствующие договоры с Международным комитетом по ведению записей о животных», — написал вице-министр сельского хозяйства Руслан Манатаев в ответе на запросы отраслевых союзов.

Эксперт-юрист Ерлан Оспанов, в свою очередь, отмечает, что позиция МСХ РК относительно того, что законодательство о техрегулировании — п. 1 ст. 39 в новой редакции закона — не позволяет применять на территории Казахстана сертификаты ICAR, весьма спорная и не имеет обоснования в нормативно-правовых актах. И приводит следующие аргументы.

«Положения п. 1 ст. 33 старой редакции закона и п. 1 ст. 39 действующей редакции регулируют вопросы документов об оценке соответствия, к коим сертификаты ICAR не относятся. Даже если бы норма (п. 1 ст. 33) регулировала вопросы сертификатов, подобных ICAR, новая редакция закона «О техническом регулировании» исключила такое требование, как наличие международного договора или договоров с международными/региональными негосударственными, неправительственными организациями по аккредитации. То есть отсутствие договора между Казахстаном и ICAR никаким образом не препятствует свободному применению сертификата ICAR на территории РК», — говорит Ерлан Оспанов.

По его словам, п.1 ст. 39 закона «О техническом регулировании» отсылает при вопросе признания иностранных документов  к Правилам признания сертификатов соответствия (утвержден приказом и.о. министра торговли и интеграции РК от 29 июня 2021 года № 434-НҚ). Однако документ регулирует вопросы продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, тогда как ушные бирки не относятся к данной категории продукции и подлежат добровольному подтверждению соответствия.

«В Казахстане нет аккредитованных лабораторий, способных давать заключение о соответствии ушных бирок национальным стандартам, что не позволяет даже проверить достоверность сведений иностранных сертификатов», — резюмирует эксперт. 

Миллиарды — в топку

Ситуация может привести к тому, что рынок изделий идентификации наводнится некачественными продуктами, на рынок выйдут сомнительные поставщики. Это причинит ущерб системе идентификации РК. Страна понесет репутационные риски, что может подорвать доверие к казахстанским производителям продукции животноводства на внешних рынках.

«На уровне ЕАЭС идет процесс внедрения стандартов, обязывающих применять изделия идентификации, сертифицированные в ICAR, для племенного животноводства. Соседний Узбекистан, импортирующий продукцию казахстанского животноводства, уже на пути закрепления требования о соответствии изделий идентификации ICAR. Решение отказаться от ICAR — подрыв многолетних усилий страны и сельхозтоваропроизводителей. Это повлечет за собой огромные экономические потери, подрыв экспортных возможностей и ущерб репутации Казахстана. Хотя наша страна была лидером на постсоветском пространстве по части интеграции в международную торговлю в сфере сельского хозяйства», —  рассказал Аскар Жубатыров.

В попытках отменить требования по международной сертификации Минсельхоз ссылается на требование Генеральной прокуратуры РК.

«Необходимость приведения правил в соответствие с действующим законодательством отражена в письме Генпрокуратуры РК», — такой аргумент приводится в письме МСХ РК.

Однако в Генпрокуратуре утверждают, что вопрос об исключении требований о соответствии ушных бирок стандартам ICAR ими не ставился, констатируют представители отраслевых союзов.


Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.