Топ-100 Железнодорожный транспорт в 2017 году увеличил отгрузку зерна и муки
  • 25 апреля, 01:32
  • Астана
  • Weather icon +1
  • 443,85
  • 474,3
  • 4,8

Железнодорожный транспорт в 2017 году увеличил отгрузку зерна и муки

Фото: Total.kz

29 декабря 2017 года в АО «НК «Қазақстан темір жолы» состоялась пресс-конференция по вопросам обеспечения перевозок зерна нового урожая.

Как сообщил руководитель АО «КТЖ-Грузовые перевозки» Оралхан Кулаков, в 2017 году погружено 8,9 млн тонн зерна (из них во внутриреспубликанском сообщении – 3,1 млн тонн, на экспорт – 5,8 млн тонн), 3,2 млн тонн муки (в том числе во внутриреспубликанском сообщении – 0,8 млн тонн, на экспорт – 2,4 млн тонн), передает Total.kz со ссылкой на пресс-службу АО «НК «Қазақстан темір жолы».

В зерновом эквиваленте в 2017 году объемы погрузки зерна и продуктов перемола составят 13,5 млн тонн, что на 6,3% выше уровня прошлого года. Прирост в зерновом эквиваленте в 2017 году по сравнению с 2016 годом составил 805 тыс. тонн, в том числе на экспорт – 547 тыс. тонн.

По информации Кулакова, в этом году традиционная география рынков сбыта казахстанского зерна и муки сохранилась. Это Узбекистан (2 млн тонн), Таджикистан (1 млн тонн), Афганистан (2,1 млн тонн) и Иран (2 млн тонн).

Отгрузки в направлении этих стран в зерновом эквиваленте увеличились в размере 364 тыс. тонн. Выросли перевозки: в Узбекистан – на 7%, Иран – на 26%, Афганистан – на 6%. Основной прирост объемов перевозки произошел в ноябре-декабре текущего года.

Вместе с тем в направлении Ирана изменилась структура перевозимой номенклатуры зерновых культур: увеличились объемы перевозок ячменя на 63% (324 тыс. тонн), снизились объемы перевозок пшеницы на 185 тыс. тонн, которые переориентированы на рынки Центральной Азии.

«Особенностью нынешнего сезона является также тот факт, что рекордные урожаи собраны в России и Украине. Этот фактор повлиял на транспортный и зерновой рынки Казахстана. В результате повышения спроса на зерновозы в РФ и увеличения ставок на них в соседней стране произошел отток иностранных частных операторов, ранее работавших на казахстанском рынке», – сказал Оралхан Кулаков.

Он подчеркнул, что в связи с разницей в закупочных ценах на приграничных с РФ территориях произошел переток зерна в Казахстан, который впоследствии переориентировался на страны Центральной Азии. В результате потребности в экспорте зерна возросли, что, в свою очередь, снизило инфраструктурные возможности центрально-азиатского региона.

Так, пропускная способность инфраструктуры стран Центральной Азии – потребителей казахстанского зерна и муки – составляет 600 тыс. тонн зерна и 200 тыс. тонн муки в месяц.

В основном это связано с погрузочно-разгрузочными операциями в Афганистане, зачастую осуществляемыми ручным способом. Так, станция Хайратон (Афганистан) способна ежесуточно выгружать 3,5 тыс. тонн муки при отправляемом грузоотправителями объеме 7 тыс. тонн муки.

Из-за длительных простоев вагонов на начальных и конечных операциях более 40% вагонов выбывают из оборота, превращаясь в «склады» на колесах. По этой причине не удается полностью выполнить заявки на подачу вагонов.

Наряду с этим вследствие проводимой Узбекистаном политики накапливания запасов зерна для последующей переработки в муку и экспорта в Афганистан создается избыточное предложение на рынке и давление на транспортную инфраструктуру Центральной Азии.

В целях оперативных решений для пропуска экспортных перевозок ҚТЖ приняло следующие меры:

  • организованы шаттлы-поезда со скоростью 800 км в сутки;
  • решен вопрос с Узбекской железной дорогой по строительству дополнительных путей на участке Келес - Чукурсай, благодаря чему обеспечивается ежесуточный пропуск 100 тыс. тонн груза (26-30 пар поездов), или 3 млн тонн в месяц;.
  • в порту Актау вновь построенный Северный терминал вышел на полную производственную мощность с перевалкой 120 тысяч тонн в месяц;
  • Существующий флот, четыре судна АО «KTZ Express Shipping», обеспечивает вывоз казахстанского зерна из портов РК.

В числе причин нехватки вагонов, как отметил Минсельхоз, стало замедление оборота вагонов. При этом анализ показывает, что оборот вагонов в текущем году увеличился на 10 суток к аналогичному периоду прошлого года. Основные наши потери оборота вагонов происходят на начальных и конечных операциях, осуществляемых грузоотправителями и грузополучателями.

Для увеличения грузооборота и реализации экспортного потенциала страны Министерство сельского хозяйства внесло предложение о строительстве терминала класса «А» на территории Афганистана, который позволит равномерно в течение года производить перевозку муки, особенно это актуально в летний период.

Вопрос инфраструктурных ограничений решается и в порту Актау, где организован сезонный мультимодальный комплекс для перевозки зерна. Данный сервис консолидирует в единую цепочку всех участников перевозочного процесса: производителей, элеваторы, операторов вагонов, трейдеров, брокеров и других.

В ҚТЖ решение вопроса видят в дальнейшем развитии контейнерных перевозок зерна и муки. Так, в текущем году перевезено более 8 тыс. тонн зерновых грузов в контейнерах. Произведена перевозка назначением Вьетнам через порт Ляньюнган. Осуществляется погрузка контейнеров с тарированным зерном назначением Мерсин (Турция) через новую железнодорожную линию Карс - Ахалкалаки, а также погрузка в КНР (СУАР). В 2018 году АО «НК «ҚТЖ» планирует произвести закуп пяти тысяч контейнеров.

В то же время компания предлагает ужесточить меры экономического характера к грузоотправителям по выполнению оборота вагонов на сопредельных территориях РК в точках выгрузки и погрузки.

Планируется привлечь дополнительный парк 2000 вагонов по рыночной цене 15 тыс. тенге, что позволит увеличить используемый парк зерновозов до 11 тыс. вагонов. Хотя в условиях существующих ограничений по инфраструктуре в странах Центральной Азии есть вероятность превращения вагонов в «склады на колесах».

Железнодорожники внесли предложение о регулировании Минсельхозом в лице Продовольственной корпорации объемов поставок в разрезе экспортных направлений, проведении со стороны государства интервенций по закупке зерна, по аналогии с 2007 и 2009 годами, для сглаживания сезонных и своповых колебаний.

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×