Топ-100 Как настроить «Сердце Шелкового пути»
  • 18 ноября, 09:22
  • Астана
  • Weather icon -5
  • 367,06
  • 416,17
  • 5,56

Как настроить «Сердце Шелкового пути»

Эко- и этнотуризм обладают наибольшим потенциалом для развития в Казахстане.

Концепция развития туризма в республике включает в себя 4E – eco, ethno, events, entertainment, подробнее о каждом аспекте и развитии отрасли Total.kz рассказал блогер-путешественник Олег Белов.

В туристических проектах страны часто звучат такие определения как «Казахстанская Швейцария», «Казахстанский Куршевель», «Казахстанские Альпы». Не является ли это проявлением комплекса неполноценности и избыточной ориентацией на Европу? Природные объекты нашей страны самодостаточны и уникальны. У нас нет необходимости копировать названия мировых брендов. Не стоит также ориентироваться лишь на европейских туристов. По оценкам ВТО в ближайшие годы наиболее перспективными рынками будут туристы из Китая, России и Индии. Казахстан как раз находится между этими странами, что вполне может компенсировать отсутствие выхода к морю. Автотрасса «Западная Европа – Западный Китай» - один из первых проектов, способствующих развитию континентального туризма.

Превращение туризма в приоритетную отрасль экономики – важная задача, при решении которой Казахстану придётся столкнуться с серьёзной конкуренцией. Долгое время отраслью туризма руководили различные ведомства. Сейчас это министерство туризма и спорта. Но, в прошлом году была организована национальная компания «Kazakh Tourism», задача которой - развитие внутреннего и въездного туризма через привлечение инвестиций, повышение конкурентоспособности национального турпродукта и узнаваемости Казахстана в качестве международной туристской дестинации. То есть, появилась ключевая организация, управляющая туристским брендом страны и информационно-аналитический ресурс для развития туризма.

Нефтяная, металлургическая и зерновая отрасли приносят главный доход Казахстану. Многие эксперты считают, что именно это тормозило развитие туризма. Однако, постепенно пришло понимание того, что туризм также может стать важной отраслью экономики. По эффективности инвестиций он сравним с нефтедобывающим сектором. 30 туристов создают 1 новое рабочее место. По оценкам ВТО к 2020 году путешествия совершат 1,8 млрд. чел, а доходы от услуг туризма составят 2 трлн. долларов.

Как же выглядит Казахстан в сравнении с другими странами? В рейтинге по конкурентоспособности туризма за 2017 год наша страна занимает 81 место. Первые три позиции у Испании, Франции и Германии. Россия на 43 месте. Необходимо учитывать и детальные показатели нашей страны в этом рейтинге.

  • 113 место по международной открытости

  • 102 место по эффективности маркетинга и брендинга

  • 99 место по эффективности использования природных ресурсов

  • 97 место по качеству сервиса туристских услуг

  • 93 место по господдержке отрасли туризма

  • 92 место по эффективности привлечения инвестиций

  • 91 место по развитости транспортной инфраструктуры

Доля туризма в структуре ВВП нашей страны составляет около 1%. В мировой структуре ВВП доля туризма - 10%. И здесь нам есть, куда расти.

Как показали исследования, наибольшим потенциалом в Казахстане является эко- и этнотуризм. Туристов привлекают уникальная природа и самобытная культура. В течение одного дня турист может перенестись из жаркой пустыни к вечным снегам на вершинах гор. В нашей стране можно встретить все природные зоны. Казахстан – колыбель кочевой культуры, сердце Шёлкового пути. Алтай дал начало многим цивилизациям. На территории Казахстана человек оседлал лошадь и космический корабль.

В настоящее время реализуется концепция развития туризма 4e – eco, ethno, evetns, entertainment. Она включает проведение международных фестивалей, MICE (область индустрии делового туризма, связанная с организацией и проведением различных корпоративных мероприятий) и развлекательных мероприятий, приключенческие туры и программы с этническим компонентом. Ключевыми MICE центрами в Центральной Азии являются Астана и Алматы. Важной частью развития гостиничного комплекса стало распространение хостелов. Эти недорогие гостиницы появились не только двух столицах, но и во многих областных центрах.

Объективной сложностью для развития туризма являются большие расстояния. Поэтому Казахстану необходимо активно развивать скоростные поезда и региональную авиацию, а также участвовать в трансконтинентальных железнодорожных проектах. Пока же большая часть вокзалов даже не имеет высоких платформ. Даже в южной столице их нет на вокзале Алматы-2, а на Алматы-1 лишь на двух путях можно выйти из вагона, не используя ступеней.

Необходимо проанализировать причины ухода из Казахстана многих авиакомпаний. Важно обратиться к опыту Турции, где стоимость авиатоплива в два раза ниже, чем в Казахстане. А на днях в Стамбуле был открыт крупнейший в мире аэропорт, не имеющий равных по количеству направлений. Обратите внимание, что Турция открыла этот аэропорт не в своей столице, а в самом большом городе страны.

Казахстану необходимо использовать опыт и ближайших соседей. Слоган «Сердце Шелкового пути» звучит красиво, но необходимо наполнить его содержанием. И прежде всего Казахстану необходима реконструкция древних городов. Такая работа активно идет в Туркестанской и Жамбыльской областях. Одновременно необходимо развивать транспортную логистику.

Вот как построены туры в Узбекистане, который имеет три магнита – три города с древней архитектурой, это Хива, Бухара и Самарканд. Иностранцы прилетают в Ташкент, затем совершают перелет в Ургенч, и оттуда на автобусах, а чаще на скоростных поездах посещают Хиву, Бухару, Самарканд и возвращаются в Ташкент. Для того, чтобы поездка по древним казахстанским городам была такой же неутомительной, необходимо строить аэропорт в Туркестане.

Особой привлекательностью обладает событийный туризм. Уже появились проекты фестивалей «Родина яблок», «Путь тюльпана». Тараз этой осенью провел первый гастрономический фестиваль «Дәмді Taraz Food Tourism». В Алматинской области проходит фестиваль FourЭ, набирают силу агротуры. Сельские фестивали проходят на Алтае. На Алаколе, который превратился в пляжную столицу, в межсезонье проходят фестиваль наблюдения за птицами «Крылья Алаколя» и рыболовный фестиваль «Окуньколь». Нужно как можно быстрее реконструировать автодорогу к этому озеру.

На форуме «Древний Тараз» в прошлом году китайские эксперты говорили о том, что популяризации страны может способствовать певец Димаш Кудайберген. 6 июня этого года компания «Kazakh Tourism» провела в Актобе презентацию турпродукта «Димаш тур», на которую съехались руководители фанатских движений этого певца из 10 стран. Маршрут проходит через три города Алматы, Актобе и Астану. Его продолжительность составляет 7 дней.

Шёлковый путь – это общее наследие, и Казахстану важно участвовать в международных проектах. В этом году четыре страны – Казахстан, Кыргызстан, Азербайджан и Турция запустили новый маршрут «Современный Шелковый путь» (Modern Silk Road). Для того, чтобы иностранцы воспринимали нас как сердце Шелкового пути, нам понадобится не только душевность и гостеприимство, но и распростертые объятия в виде доступного проживания, быстрых дорог и языкового комфорта.

Олег Белов, фото автора

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.