Топ-100 «Казахского Тутанхамона» привезли в Турцию
  • 08 августа, 14:42
  • Астана
  • Weather icon +28
  • 418,17
  • 494,07
  • 5,68

«Казахского Тутанхамона» привезли в Турцию

Фото: пресс-служба Национального музея РК

В Анкаре открылась выставка в рамках проекта «Шествие Золотого человека по музеям мира».

Национальный музей Казахстана открыл выставку «Великая степь: история и культура» в Музее Анатолийских цивилизаций в городе Анкаре (Турция). Выставка продлится по 12 октября 2019 года в рамках международного проекта «Шествие Золотого Человека по музеям мира», сообщает Total.kz.

В торжественном мероприятии приняли участие директор Национального музея РК Арыстанбек Мухамедиулы, Чрезвычайный и полномочный посол Республики Казахстан в Турецкой Республике Абзал Сапарбекулы, генеральный директор музеев и памятников культуры Гокхан Язги, генеральный секретарь ТЮРКСОЙ Дюсен Касеинов.

Цель выставки — знакомство зарубежного зрителя с богатым историко-культурным наследием Казахстана. На выставке был представлен «Золотой человек», который является символом Республики Казахстан.

«Казахстан интересует мировое сообщество своей кочевой цивилизацией и историей. В настоящее время в стране проводится большая работа в сфере культуры и искусства в рамках программ Первого Президента РК Нурсултана Назарбаева «Рухани жаңғыру», «Семь граней Великой степи». Один из них — международный проект «Шествие Золотого Человека по музеям мира». В рамках этого проекта, реализуемого Национальным музеем РК при поддержке Министерства культуры и спорта РК, «Золотой человек», ставший символом независимости Казахстана, был представлен на выставках около двадцати стран Европы, Азии и других стран. Целью выставки является ознакомление с историческим культурным наследием Казахстана, которое сложилось на территории Великой степи Евразии от эпохи раннего железного века до современности», — сказал, выступая на церемонии открытия, директор Национального музея РК Арыстанбек Мухамедиулы.

Также Мухамедиулы поблагодарил Министерство культуры Турции, посольство Республики Казахстан в Турецкой Республике, международную организацию ТЮРКСОЙ, оказавших помощь в организации выставки.

В конце 1960-х и начале 1970-х годов в окрестностях Алматы у кургана Иссык, который исследовал известный археолог Кемаль Акишев, произошла археологическая сенсация. Были обнаружены останки сакского царя — «Золотого человека», ставшего символом Казахстана. Неоценимую находку, названную «Казахским Тутанхамоном», признанно считают «открытием века». Крылатые золотые украшения в короне древнего степного правителя стали частью герба Республики Казахстан, а скульптура «Золотого человека» установлена на площади Независимости в городе Алматы.

Национальный музей Республики Казахстан объявил международный проект «Шествие Золотого Человека по музеям мира». В рамках масштабного мероприятия с большим успехом прошли выставки в музеях Беларуси, России, Азербайджана, Китая, Польши и Южной Кореи, Узбекистана.

На выставке в музее Анатолийских цивилизаций выставлены уникальные головные уборы конусной формы, украшенные золотыми накладными и золотыми пластинами в виде стрел, снежных барсов, архаров, лошадей и птиц (V-IV вв. до н.э.).

Саки (в переводе с персидского «гигантские мужчины») — древние предки казахов. В произведениях греческих авторов их художественно охарактеризовали как азиатских скифов (слово saka происходит от слова «олень»), в других древних источниках — «летучие кони». В числе трех больших групп этих племен были саки-тиграхауды, жившие в районе кургана Иссык, где захоронен «Золотой человек». Среди курганов было найдено более четырех тысяч золотых изделий, содержащих детали, украшающие одежду, а также украшения и предметы быта. В результате исследователям предметов из могильника удалось создать новую форму сакского воина, представляемого на выставке.

Среди находок, найденных в Иссыкском кургане, один из древнейших письменных памятников занимает особое место в экспозиции — расписанная рунами серебряная чаша.

Преобладание зооморфных образов, считающихся важной особенностью древнего степного искусства, также обозначается критериями мифологического мышления. Драматизм этого сюжета объясняется как борьба добра и зла, начало света и тьмы, создание новой жизни, символ вечного движения и вечной борьбы противоречий. В качестве наглядной модели такого противоречия можно увидеть экспонат из золота в виде двойного барса с наклейкой V-IV веков, выполненной в технике формования и тиснения.

По мере установления христианства и мусульманства из «звериного стиля» постепенно исчезает первоначальный смысл, выходящий из язычества. Однако декоративные изображения животных, потерявших первоначальное волшебное значение, использовались в ювелирных изделиях, миниатюрах, деревянных, каменных и костных колоритах, средневековых искусствах, таких как архитектура, в виде стилизованного орнамента. Эти процессы наглядно проявляются в ювелирных изделиях, обнаруженных в Сайрамском могильнике, датируемом XV веком, характерным для экспозиции. На выставке также представлены уникальные археологические находки из сакских курганов Таксай (Западно-Казахстанская область), Талды-2 (Карагандинская область) и Берель (Восточно-Казахстанская область).

На выставке представлено 207 предметов из фондов Национального музея Республики Казахстан. Шедевры древнего и средневекового искусства Казахстана, экспонаты — это небольшая часть произведений прежних безымянных мастеров, отражающих своеобразное наследие степной культуры Евразии.


Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.