Казахстанское законодательство не позволяет сохранять памятники культуры
Отсутствует должный мониторинг состояния объектов культуры, истории и зодчества.
Правовые коллизии казахстанского законодательства не позволяют заниматься охраной памятников истории и культуры, признанных таковыми. Об этом сегодня в мажилисе на презентации правительственного законопроекта «Об охpане и использовании объектов культуры» сообщил глава МКиС РК Арыстанбек Мухамедиулы, передает Total.kz.
«Необходимо придать официальный статус объектам, определяемым как сакральные, а также вывести в отдельный вид памятников сооружения монументального искусства, которые сегодня отнесены к группе памятников архитектуры и градостроительства, что не отражает их основной сути», — сообщил министр культуры и спорта РК.
Законопроектом предлагается систематизировать вопрос выявления и учета объектов историко-культурного наследия.
«К примеру, на сегодня памятник археологии признается памятником истории и культуры с момента его выявления автоматически. При этом данный статус за памятником официально не закрепляется. Данная правовая коллизия не позволяет своевременно включить объект в Список памятников истории и культуры. Как следствие, отсутствует должный мониторинг его состояния со стороны уполномоченного органа, выделение своевременного финансирования на обеспечение его сохранности, что в итоге ведет к ухудшению общего состояния вновь выявленного археологического объекта. К примеру, археологические объекты Жуантобе, Караспан тобе, Борижари, Культобе в Ордабасинском районе Туркестанской области находятся в списке предварительного учета продолжительное время, меры к ним не принимаются десятилетиями», — подчеркнул Арыстанбек Мухамедиулы.
По его словам, для четкой регламентации озвученного вопроса в законопроекте определены конкретные шаги и хронологические рамки по включению либо исключению их из Списка предварительного учета и действия по определению статуса объекта.
«Так, вновь выявленный объект историко-культурного наследия до трех лет, в исключительных случаях до пяти лет, обозначается в Списке предварительного учета, далее в установленном порядке переносится в Список памятников истории и культуры либо исключается на основании проведения историко-культурной экспертизы. Кроме того, предлагается дополнить компетенцию уполномоченного и местных исполнительных органов функцией проведения мониторинга состояния объектов историко-культурного наследия, обеспечивающего своевременное выявление объектов наихудшего состояния и принятия мер для обеспечения их сохранности», — сказал Арыстанбек Мухамедиулы.