Вина за авиакатастрофу лежит на представителях РФ — Ильхам Алиев
Президент Азербайджана заявил, что первоначальные итоги расследования уголовного дела об авиакатастрофе еще раз подтверждают озвученную им версию.
Операция «Ковер» в Грозном, означающая закрытие воздушного пространства, была объявлена после того, как самолет Azerbaijan Airlines был сбит с земли. Об этом президент Ильхам Алиев сказал на встрече с семьями погибших в авиакатастрофе членов экипажа и выжившими бортпроводниками AZAL, сообщает Total.kz со ссылкой на СМИ Азербайджана.
«Попытки государственных органов России замять инцидент и отстаивать нелепые версии вызывают у нас одновременно удивление, сожаление и справедливое возмущение», — цитирует Ильхама Алиева Report.az.
Глава Азербайджана заявил, что первоначальные итоги расследования уголовного дела об авиакатастрофе еще раз подтверждают озвученную им версию.
«Могу с уверенностью сказать, что вина за то, что азербайджанские граждане погибли в этой катастрофе [авиакатастрофа в Актау], лежит на представителях Российской Федерации. И мы требуем справедливости, мы требуем наказания виновных, мы требуем полной прозрачности и человеческого поведения», — подчеркнул Ильхам Алиев.
Он также добавил, что сейчас идет процесс расшифровки черных ящиков.
«Уверен, что в ближайшее время мы узнаем предварительный результат, и все встанет на свои места, вся картина произошедшей трагедии будет известна. И это, естественно, будет важным моментом в деле полного расследования этой трагедии и наказания виновных в ней», — цитирует Ильхама Алиева агентство Азертадж.
Напомним, 25 декабря 2024 года вблизи города Актау потерпел крушение рейсовый самолет, следовавший сообщением Баку — Грозный. Воздушное судно принадлежит авиакомпании Azerbaijan Airlines. На борту находились 67 человек, в том числе 5 членов экипажа.
38 человек из 67 погибли. Среди пассажиров было 37 граждан Азербайджана, из которых 23 погибли и 14 выжили, трое из Кыргызстана — выжили, 16 россиян — 9 из них выжили, шесть человек из Казахстана погибли.
28 декабря президент Ильхам Алиев в ходе телефонного разговора с президентом Российской Федерации Владимиром Путиным заявил, что пассажирский самолет «Азербайджанских авиалиний», находясь в воздушном пространстве России, «подвергся внешнему физическому и техническому воздействию извне и полностью потерял управление, был направлен в казахстанский город Актау и смог совершить аварийную посадку только благодаря храбрости и профессионализму пилотов». Он подчеркнул, что «на фюзеляже самолета имеются многочисленные пробоины, пассажиры и члены экипажа, еще находясь в воздухе, получили ранения от посторонних частиц, пробивших обшивку и попавших в салон самолета, и что свидетельства выживших бортпроводников и пассажиров самолета подтверждают факт внешнего физико-технического воздействия».
Владимир Путин принес извинения за «трагический инцидент», выразил соболезнования семьям погибших и пожелал скорейшего выздоровления пострадавшим. Однако ответственность за крушение самолета в Казахстане российская сторона на себя не взяла.
29 декабря Ильхам Алиев в интервью Азербайджанскому телевидению заявил, что Азербайджан открыто изложил свои требования и 27 декабря они были официально доведены до российской стороны.
«В чем они заключались? Во-первых, российская сторона должна извиниться перед Азербайджаном. Во-вторых, должна признать свою вину. В-третьих, виновные должны быть наказаны, привлечены к уголовной ответственности, и Азербайджанскому государству, пострадавшим пассажирам и членам экипажа должны быть выплачены компенсации. Это наши условия. Первое из них уже было выполнено вчера. Надеюсь, что и другие наши условия будут приняты. Все эти условия справедливы. Здесь нет каких-либо чрезвычайных требований или вопросов. Это основано на международном опыте и принципах нормального человеческого поведения», — сказал Ильхам Алиев.
Также в интервью азербайджанским СМИ президент Азербайджана выразил благодарность казахстанскому народу за проявленную помощь и солидарность после крушения самолета Azerbaijan Airlines под Актау.
29 декабря Казахстан направил бортовые самописцы (черные ящики) в Центр расследования и предотвращения авиационных происшествий Бразилии (CENIPA), которая также является страной — производителем воздушного судна Embraer.