Топ-100 Денис Кривошеев: Удешевление LRT — виртуальная вещь
  • 29 марта, 12:32
  • Астана
  • Weather icon +4
  • 448,15
  • 483,46
  • 4,86

Денис Кривошеев: Удешевление LRT — виртуальная вещь

Фото: inbusiness.kz

Эксперт объяснил, почему лучше отказаться от проекта, чем экономить на нем.

Проект строительства легкорельсового транспорта стал настоящим испытанием для официального Нур-Султана. Такое мнение высказал известный блогер, пишущий на экономические темы, Денис Кривошеев, передает корреспондент Total.kz.

«LRT стал настоящим испытанием на прочность для официального Нур-Султана. Проект получил жизнь еще в Астане, где никто особо не сомневался в его целесообразности. Он прошел все общественные слушания, согласования, решили вопрос о том, кто и за сколько денег будет строить, и все бы так и оставалось. Но само строительство остановилось из-за того, что менеджмент открыл счет без учета настроений в финансовом секторе. Средства, размещенные в Astana Bank, после отзыва лицензии, были заморожены. Т-образные колонны, словно кресты, пугающе нависли над столицей. А тут еще и выборы. Появились вопросы. Популисты, которые получили возможность сравнивать несравнимое, без учета технической специфики и прогнозов развития, использовали момент на все сто. И то ли это было артподготовкой, то ли сами эти выступления послужили поводом, но недовольство было канализировано президентом Токаевым на расширенном заседании правительства», — напомнил предысторию Денис Кривошеев.

Блогер не понимает, почему нагоняй за LRT получил нынешний кабинет министров, однако это дало свои плоды.

«На миллиард двести тенге будет сокращен проект строительства и даны расчеты, согласно которым сам LRT становится уже не таким дорогим, как это представляется общественности. Стало понятно, что премьер-министр РК Аскар Мамин по-прежнему уверен в необходимости строительства LRT, а аким столицы Алтай Кульгинов дал релевантные сравнения стоимости со схожими проектами», — отметил эксперт.

Напомним, Кульгинов сравнил стоимость LRT в столице Казахстана с аналогичными в Дубае и Южной Корее.

«В Дубае на 1 километр 120 миллионов долларов. В Сеуле на 1 километр 110 миллионов долларов, в Нур-Султане 1 км 68 миллионов долларов», — сказал Алтай Кульгинов.

Денис Кривошеев задается вопросом, как это удешевление скажется на структуре самого проекта.

«Это главный вопрос: не внесут ли такие корректировки изменения в структуру проекта, все-таки из 1,2 миллиарда якобы сэкономленных денег 350 миллионов долларов предназначались на строительно-монтажные работы? Или эти расходы перенесут на другие плечи, как это часто бывает? Размазывать расходы по «тарелке» — один из эффективных способов нейтрализации популистских настроений. Например, перенос коммуникаций, благоустройство переложить на бюджет города. Такой механизм прекрасно испытан на ЭКСПО», — напоминает Кривошеев.

Согласно предоставленным на заседании правительства данным, экономия проекта стала достижимой за счет возможного сокращения подвижного состава – с 19 до 12 единиц. Эта мера позволит сэкономить порядка 40 миллионов долларов. Также был рассмотрен вопрос сокращения остановочных станций — планировалось 18, будут строить 11. Также оптимизируют пешеходные и подземные переходы, это позволит сэкономить более 110 миллионов долларов.

«Фактически же, ради публичного одобрения режут по живому. Сокращаются не только станции, подземные и надземные переходы, но и смыслы, которые должны тащить за собой развитие города, ради чего и задумывался проект. Этого можно было бы избежать, если бы не желание любыми путями секвестрировать бюджет, причем цифра должна быть громкой», — подчеркивает эксперт.

Вызывает недоумение Дениса Кривошеева и та часть доклада, где говорится об экономии по процентным обязательствам перед китайскими партнерами.

«Здесь нужно внимательно следить за руками. Ранее первый вице-премьер – министр финансов Алихан Смаилов рассказал, каким образом планируется привлечь финансирование для продолжения строительства проекта «Астана LRT». По его словам, проводится подготовительная работа по выпуску облигаций «Астана LRT» на внутреннем рынке на сумму 1,5 миллиарда долларов, из которых 344 миллиона долларов будет направлено на погашение взятого займа, а остальные будут направлены на строительство», — перечислил блогер.

Далее Кривошеев напомнил, что чуть ранее в кулуарах правительства Алихан Смаилов говорил о сокращении срока выпускаемых облигаций — вместо 20 лет меньше на пять лет, а деньги по ним привлекают по трехпроцентной ставке. По данным главы Минфина РК, выплаты по привлеченным деньгам сокращаются на 863 миллиона долларов.

«Таким образом, под сокращением стоимости проекта имеют в виду сокращение обязательств по процентной ставке и используют возможность отложить решение этого вопроса на пять лет. Понятно, что проект запустится не ранее конца 2021 – начала 2022 года. Деньги займут на внутреннем рынке сейчас в тенге и под три процента годовых. Единственным покупателем может выступить само государство, через ЕНПФ или Национальный фонд. За пять лет, даже по самым скромным подсчетам, исходя из того, что бумаги не покрывают инфляцию и не индексированы в долларах, а значит, подвержены риску девальвации, реальный доход будет отрицательным. Сейчас эту цифру сложно спрогнозировать, но не менее 20 процентов.  Проще говоря, стоимость денег, их покупательская способность упадет на одну пятую. Но так как проект только заработает и в его планах нет такого понятия, как приносить прибыль, разве что на бумаге, то облигации придется перевыпускать, перекладывая убыток на будущие поколения», — утверждает эксперт.

По мнению Дениса Кривошеева, такая экономия неуместна и лучше вообще отказаться от проекта.

«Таким образом, удешевление проекта «Астана LRT» — весьма виртуальная вещь. Да, страна не заплатит иностранным партнерам за внешнее финансирование, и за 15 лет около 800 миллионов не уйдет банкам за пользование кредитными средствами, да, упрощен сам проект, но в целом его строительство обойдется хоть и не в 1,8, но в 1,5 миллиарда долларов, и столь несущественная экономия, влияющая на развитие города в будущем, кажется, неуместна. Получается, лучше уж и вовсе тогда отказаться от проекта, чем так умасливать электорат. Власти могли просто выделить эти средства безо всяких кредитов и обязательств, удорожающих его стоимость, ведь строительство подобного объекта — это вопрос развития города. Он должен подразумевать взрывной эффект, например, соединить с Левым берегом старый город, дотянув ветку до вокзала. Это такой же вопрос, как развитие метро в любом мегаполисе», — уверен Денис Кривошеев.

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×