Топ-100 Эксперт: Центральная Азия благодаря Китаю вновь стала центральной
  • 16 апреля, 12:47
  • Астана
  • Weather icon +14
  • 448,56
  • 478,03
  • 4,79

Эксперт: Центральная Азия благодаря Китаю вновь стала центральной

Несмотря на то что регион Центральной Азии рассматривается многими экспертами как периферия мировой политики и экономики, тем не менее в последние годы к региону устремлены взоры многих мировых и региональных держав. Естественно, что у каждой из них свой интерес. Об этом в частности говорит большое количество диалоговых форматов типа «Центральная Азия +…». 

Одной из причин такого интереса к региону стала политика Китая по отношению к странам Центральной Азии. Благодаря китайской инициативе «Пояса и пути» и строительству транзитно-транспортного коридора в Западную Европу и в перспективе в страны Персидского залива через территорию центральноазиатского региона, а также финансовой помощи КНР местным режимам, Центральная Азия вновь оказалась в эпицентре международной активности. И роль официального Пекина в этих процессах немаловажна.

Сухопутный вариант «Пояса и пути» – Экономический пояс Шелкового пути через Центральную Азию очень важен для Пекина, даже несмотря на то, что главными торговыми воротами для Китая являются морские порты на побережье Тихого океана, через которые осуществляется 90% внешнеторгового оборота страны. Однако в связи с тем, что Тихий, Индийский и Атлантический океаны контролируются военно-морскими силами США и их союзниками, это создает постоянный «дискомфорт» для Поднебесной в ее экономическом «прорыве» к странам Западной Европы, Ближнего Востока и Восточной Африки. И именно страны Центральной Азии как партнеры и как члены Шанхайской организации сотрудничества могут обеспечить безопасность прохождения грузов из Китая в вышеуказанные регионы и перехватить «золотой ключик» из рук Вашингтона.

В течение последних почти 30 лет после распада СССР КНР планомерно осуществлял формирование и имплементацию китайской внешней политики в отношении стран Центральной Азии. Период установления дипломатических и экономических отношений, выработки оптимальной стратегии и осознания долгосрочных интересов в регионе в начале 1990-х — начале 2000-х гг. можно считать начальным этапом внешней политики Пекина в отношении новых независимых государств Центральной Азии. Следующие два десятилетия заложили фундамент для политического и экономического сотрудничества, что выразилось в наращивание экономического и инвестиционного присутствия в регионе за счет масштабных инвестиций прежде всего в энергетический сектор (газопровод Центральная Азия — Китай, нефтепровод Казахстан — Китай) (2001 — 2013), запуска и активной реализации инициативы «Пояса и Пути» (2013 — 2020).

Даже глобальная пандемия COVID-19 не помешала Китаю в дальнейшей активизации своей внешней политики на центральноазиатском направлении. Так, например, Пекин отреагировал на интенсификацию региональных процессов, начав в июле 2020 года свой собственный диалог с государствами Центральной Азии в формате «5+1». Этот шаг позволяет Китаю в значительной степени вытеснить Запад из Центральной Азии и политически, и экономически. А заявления о «подарках России» из уст представителей российского истеблишмента могут способствовать и переориентации Центральной Азии в сторону своего восточного соседа. Все помнят слова Первого Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева о том, что Китай в отличие от Запада «никогда не диктует свои условия и не говорит «живите, как мы живем». Недавнее заявление Председателя КНР Си Цзиньпина с трибуны 75-й сессии Генассамблеи ООН (сентябрь 2020 г.), что Китай никогда не будет «стремиться к гегемонии, экспансии и созданию сфер влияния» и «не намерен вести ни с кем ни холодную, ни горячую войну», также могут быть восприняты в странах Центральной Азии как повод для дальнейшего сотрудничества с Пекином. 

Если ранее центральноазиатское направление во внешней политике Китая было продиктовано опасением установления геополитического контроля США над регионом и приближения зоны его влияния непосредственно к своим границам; желанием «застолбить» за собой доступ к запасам нефти и газа Каспия на будущее; а также с проблемой поддержки уйгурских сепаратистов в Синьцзяне, то в последние годы к указанным причинам добавился и чисто Chinese interest, порожденные наличием инициативы «Пояса и Пути» и участием в ней стран Центральной Азии. Об этом свидетельствуют масштабные инвестиции и кредитование стран региона, экономическое сотрудничество и торговля; сотрудничество в сфере безопасности (в рамках Шанхайской организации сотрудничества); реализация китайской «мягкой силы» в регионе через функционирование Институтов Конфуция и предоставления грантов для обучения в Поднебесной и т. д.

В данном аспекте, по мнению казахского эксперта Айдара Амребаева, актуальным становится вопрос о возможности совместного, скоординированного подхода к адаптации китайского влияния на народы Центральной Азии. Иначе говоря, «может ли состояться Центральная Азия в общем образе и содержании как единый регион, и даже состоятельный субъект визави Китая? Какие риски и возможности предоставляются при этом нашим странам? Что необходимо сделать для того, чтобы китайское влияние оказалось фактором позитивной реконструкции региона Центральной Азии, а не «ураганом», разрушающим все на своем пути?».    

Неожиданный шаг со стороны китайского Foreign Office от двустороннего формата отношений к многостороннему («5+1») говорит о серьезности намерений Пекина, его заинтересованности в формировании более емкого регионального рынка и комплементарных для китайского бизнеса «правил игры», предсказуемость и стабильность политических режимов в регионе. Эти намерения Пекина могут мотивировать страны региона к экономической кооперации, координации действий и разработки комплексных, согласованных программ развития региона в целом. Однако существующие риски, как, например, отсутствие институциональных механизмов взаимодействия с обеих сторон (кроме Азиатского Банка Инфраструктурных Инвестиций (АБИИ) и Фонда Шелкового Пути, по сути больше ничего нет); конфликт интересов в реализации китайских проектов, «распиливание» инвестиционных портфелей, предоставляемых Китаем, могут завести ряд стран региона в «долговую ловушку» Пекина и т.д. Отсюда актуальность согласованных совместных действий правительств государств Центральной Азии только возрастает. 

Ни для кого не секрет, что регион Центральной Азии рассматривается Пекином не только как транзитный пункт геоэкономических амбиций, но также и как ресурсно-сырьевая и промышленная база. Об этом говорит достаточно серьезный объем инвестиций в регион, строительство дорог и трубопроводов, а также реализация ряда индустриальных и агропромышленных проектов. 

Активизация китайской внешней политики на центральноазиатском направлении вновь превратила Центральную Азию в хартлэнд Евразийского пространства. Так, прокладка Пекином через Казахстан сухопутного маршрута в Европу уже сейчас дает возможность стране не только отправлять свои грузы по разным направлениям, но и взимать пошлины за транспортировку товаров из других стран, по большей части из Китая. Причем речь идет о достаточно солидных объемах. Несмотря на пандемию COVID-19 и сопутствующие ей ограничения, с января по июль 2021 года через железнодорожный контрольно-пропускной пункт «Хоргос» прошло в общей сложности 2240 китайских поездов, которые перевезли 3,3 миллиона тонн грузов. Согласно китайским данным, товарооборот через КПП в нынешнем году оказался на 55,37% больше, чем за аналогичный период прошлого. Однако даже факт того, что в обратном направлении (из Европы и Центральной Азии) в КНР въехало всего лишь около 270 грузовых поездов, Пекин тем не менее именно на этот маршрут делает огромную ставку. Этот путь стратегически важен для Китая, поскольку более безопасен и дешевле, а также в два раза сокращает путь транспортировка грузов из Китая в Германию (16-18 суток), чем морской путь (около 40 суток).

Кроме того, в регионе обсуждаются вопросы дальнейшего расширения взаимодействия в области транспорта. В данном контексте можно отметить успешный запуск в июне 2020 года блок поезда Китай – Кыргызстан – Узбекистан – Туркменистан. Страны уже достигли определенных договоренностей о выработке дополнительных благоприятных условий для наращивания объемов мультимодальных перевозок по данному коридору. Важный параметр успешности этого проекта – предложения по созданию совместных предприятий для консолидации, хранения, обработки и распределения внешнеторговых грузов, в том числе свежей плодоовощной и другой продукции. Однако руководство Казахстана выразило опасения по поводу данного маршрута, поскольку альтернативные транспортные проекты в странах Центральной Азии снижают транзитный потенциал РК. На наш взгляд, такие заявления малопродуктивны и только мешают кооперации стран Центральной Азии. В этом вопросе необходимо исходить из интересов всех стран региона.

Повышение интереса к Центральной Азии в мире и той политике, которую проводит в отношении региона Китай, приводит к тому, что определенная часть западных экспертов, как правило, очень смутно понимают специфику сотрудничества региона с КНР. Наглядным примером может служить публикация в Eurasianet - «China diversifies in Central Asia» на (Dirk van der Kley, 23.11.2020), где наряду с информативной частью дается довольно поверхностный и очень упрощенный взгляд на сотрудничество государств региона с Поднебесной. По мнению автора публикации, Пекин сменил проводимый им в регионе экономический курс, резко сократив свои инвестиции, в крупные инфраструктурные проекты исходя из распределяемых рисков. В тоже время как отмечает автор, в каждой из стран Центральной Азии ситуация развивается по-разному. 

Да, сегодня Китай, действительно ведущий кредитор и инвестор в экономику республик ЦА. Пекин инвестирует в железнодорожные и автомобильные дороги, а также в энергетический сектор, где ключевыми являются нефтегазовые сферы Туркменистана, Казахстана и Узбекистана. Инвестиции Китая остаются значимым источником финансирования проектов в регионе, нуждающейся во внешних капиталовложениях и в развитии собственной инфраструктуры. Тем самым взаимная заинтересованность диктует высокую динамику сотрудничества республик Центральной Азии и КНР. 

Зарубежный эксперт прав в том, что дороги, трубопроводы и угольные электростанции уже не так актуальны. Пекин переключился на более мелкие проекты: «автобусный завод тут, цементный завод там». Однако появились и новые сферы для активного сотрудничества, что стало возможным благодаря упрощению и устранению препятствий в торговле, а также в улучшении условий для предпринимательской деятельности. Так, для Казахстана и стран Центральной Азии время таможенного досмотра сельскохозяйственной продукции сократилось на 90%. Это позволило странам Центральной Азии в 2021 году, по сообщениям китайских СМИ, активно продвигать экспорт своей сельскохозяйственной продукции в Китай, что создало новую точку для экономического роста и торгово-экономического сотрудничества. Согласно данным Министерства сельского хозяйства и сельских дел КНР (中华人民共和国农业农村部), за 7 месяцев 2021 года общий торговый оборот Китая с 5 странами Центральной Азии составил 4 млрд 316 млн юаней. Например, только объем торговли сельскохозяйственной продукцией между Китаем и Казахстаном составил 2 млрд 846 млн юаней, увеличившись на 14,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Китай на протяжении последних лет стабильно занимает первое место в числе торговых партнеров стран Центральной Азии. В этом году, несмотря на пандемию и последовавшие за ней карантин и закрытие границ, страны региона смогли добиться впечатляющих успехов. В первую очередь стоит отметить устойчивый рост товарооборота между Китаем и Казахстаном, Китаем и Узбекистаном. Так, по данным Министерства коммерции КНР за январь-август 2020 года товарооборот Китая и Казахстана достиг 13,2 млрд долл., увеличившись на 1% по сравнению с прошлым годом (по итогам 2019 он составил более 14 миллиардов). При этом отмечается тенденция последовательного увеличения поставок казахстанской продукции и сырья в КНР при снижении китайских поставок в РК - 6,8 млрд долл. (+14,8%) против 6,4 млрд долл. (-10,6%). Товарооборот между Китаем и Узбекистаном по итогам восьми месяцев достиг 4 млрд долларов. И судя по динамике двусторонних отношений, к концу года эта цифра существенно возрастет, даже несмотря на снижение узбекского экспорта в Китай (если по итогам восьми месяцев 2019 года он составил 1,7 миллиарда долларов, то в 2020 – 1,1 миллиарда долларов) в отдельных секторах экономики. 

Страны Центральной Азии сегодня больше заинтересованы в проектах, которые позволяют создать новые рабочие места и наращивать экспорт и промышленный потенциал. Только за последние три года в Узбекистане было освоено 3,9 миллиарда долларов капиталовложений из КНР. Несмотря на обеспокоенность Ташкента из-за новых проектов, направленных на дальнейшее привлечение прямых инвестиций из Китая, продолжается реализация крупнейших совместных проектов. Речь идет о таких важнейших для Узбекистана проектах, как модернизация угольной шахты Шаргунь в Сурхандарьинской области, строительство нового цементного завода в Ахангаране, комплекса по производству ПВХ в Навои и многих других.

Если Нур-Султан и Ташкент по-прежнему продолжают получать от Пекина солидные инвестиции, то в Кыргызстан и Таджикистан в последние годы поток инвестиций заметно сократился. Это связано, прежде всего, с имеющимися социально-экономическими проблемами в указанных странах. Приток капитала тормозится недоверием общества по отношению к китайскому бизнесу из-за обеспокоенности правительств по поводу долгового бремени или с протестами, которые заканчиваются сворачиванием проектов. Хотя по большому счету большинство финансовых средств, просто разворовывается местными «олигархами» еще на стадии подготовки реализации проекта. 

К тому же небольшие размеры кыргызского и таджикского рынка и неблагоприятные условия для ведения бизнеса затрудняют реализацию крупных проектов. Крупные инвестиции поступают лишь в добычу золота и серебра. Например, только в Таджикистане с 2012 года добыча золота увеличилась почти в 4 раза (2,4 тонны в 2012 и 8,1 тонны – в 2020). Однако и это следует признать, что все эти «достижения» осуществлены с участием китайских компаний. Стоит отметить, что китайские инвесторы в Кыргызстане и Таджикистане – это, как правило, частные компании, для которых это первый опыт инвестирования за границей и которые ищут рынки с низкой конкуренцией. При этом Бишкек и Душанбе  за постоянный поток частных инвестиций из КНР, не несет никакой ответственности.

Несмотря на отмеченные недостатки, тем не менее, для стран Центральной Азии Китай превращается в ключевого внешнего партнера с самым широким набором сфер и направлений сотрудничества. Это касается  и самого Китая (несмотря на ментальные и языковые различия), для которого Центральная Азия, является наиболее динамичным внешним игроком на евразийской «шахматной доске», расширяющая политическое и экономическое партнерство с Пекином. 

В тоже время следует четко представлять, что в условиях активизации Пекином реализации «Пояса и пути» на центральноазиатском направлении необходимо эффективнее использовать такие благоприятные факторы, как открытая экономическая политика Китая и выгодное географическое положение региона.  Новое качество китайского присутствия в Центральной Азии потребует и нового качественного совершенствования экономической политики в странах региона. Это неизбежно. Понимание этого должно заставить государства Центральной Азии, выработать единую стратегию экономического развития.

«Пояс и путь»  содержащий в себе «Дух Великого шелкового пути» очень важен и перспективен для центральноазиатского региона. Содержа в себе такие понятия, как «мир и сотрудничество, открытость и инклюзивность, взаимная выгода и всеобщий выигрыш» (Си Цзиньпин) концепция «Пояса и пути» вновь  превращает Центральную Азию в ось всемирной истории. Прагматика «Пояса и пути» для стран Центральной Азии состоит в необходимости интеграции государств региона в мировую экономику. Поэтому так обоснованно стремление Казахстана и других стран Центральной Азии к полноценному использованию потенциала своей экономической многовекторности. 

В условиях глобализации, конкурентоспособность экономики и государства во многом обусловлена эффективной деятельностью транспортно-коммуникационной инфраструктуры, где развитие единого экономического пространства во многом определяется степенью развития транспортной инфраструктуры каждого региона и страны. С одной стороны, находясь на стыке Европы и Азии, Центральная Азия обладает значительным транзитным потенциалом, предоставляя странам ЕС и потенциально странам Передней Азии географически безальтернативную наземную транспортную связь с Китаем и далее в Восточную Азию. С другой, инициатива «Пояса и пути» открывает для стран региона возможность постепенного включения в мировой рынок посредством модернизации транспортно-логистической инфраструктуры, привлечения инвестиций и трансферта передовых технологий.

Таким образом, глобальные инициативы Китая находят отклик у республик Центральной Азии, а Пекин выступает экономическим драйвером региона. Такая взаимная заинтересованность диктует высокую динамику сотрудничества республик Центральной Азии и КНР. 

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×