Публичный реестр коррупционеров предлагают создать в Казахстане
Общественники рассказали о положительных примерах существования таких реестров в Европе и СНГ.
Эксперты фонда Transparency Kazakhstan рассказали о положительном международном опыте в создании публичного реестра осужденных за коррупцию лиц, сообщает Total.kz.
«В декабре 2018 года эксперты Transparency Kazakhstan направили в Агентство по делам государственной службы и противодействию коррупции предложения о создании публичного реестра лиц, осужденных за коррупцию. Однако в ответе Агентства предложение общественников было подвергнуто сомнению. Отказ в создании публичного реестра мотивируется завершением цели наказания при вынесении обвинительного приговора суда и пожизненного запрета на занятие государственной деятельности, а также рисками психологического давления на родственников осужденных лиц», – отмечается в информации фонда.
Эксперты Transparency Kazakhstan привели примеры положительной практики функционирования публичных реестров коррупционеров в зарубежных странах.
«К примеру, в Германии действует реестр неблагонадежных лиц, уличенных в коррупционных и мошеннических действиях, сверка с которыми обеспечивает защиту муниципальных и государственных организаций от недобросовестных поставщиков и потенциальных сотрудников», – рассказали в фонде.
По данным Transparency Kazakhstan, в России публичный реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, закреплен федеральным законом и обязывает направлять сведения для включения в реестр в течение десяти дней с момента принятия решения об увольнении коррупционера.
Информация в реестре содержится на протяжении пяти лет и включает:
- Ф.И.О. коррупционера;
- название органа, в котором он работал,
- причина и дата увольнения,
- какая норма закона нарушена.
«Реестр опубликован на портале госслужбы и управленческих кадров и по состоянию на 13 февраля 2019 года содержит 939 фамилий депутатов, чиновников, работников прокуратуры и Следственного комитета, органов внутренних дел, таможни, военнослужащих, сотрудников Банка России, госкорпораций, пенсионного фонда, фонда социального страхования, фонда обязательного медицинского страхования и др. Дополнительным плюсом является его размещение на портале госслужбы, где публикуются законы и требования на госслужбу, вакансии и объявления, что позволяет кадровым службам проверить данные соискателей, не обращаясь с запросами в различные инстанции», – подчеркивают эксперты.
В соседнем Кыргызстане Единая база данных в отношении осужденных лиц за совершение должностных преступлений, в том числе связанные с коррупцией или хищением государственной и/или муниципальной собственности, опубликована на сайте Генеральной прокуратуры.
«В реестр включены 745 бывших сотрудников правоохранительных органов, гражданских служащих, директоров школ и сотрудников сельских управ, бухгалтеров и др., осужденных с 2015 года. В перечне указаны также те лица, чьи дела были окончены по нереабилитирующим основаниям. Актуальное функционирование базы данных отнесено к вопросам национальной безопасности и направлено на контроль дальнейшего карьерного пути осужденных коррупционеров», – отметили в фонде.
В реестре предусмотрены следующие разделы:
- Ф.И.О. осужденного;
- занимаемая должность на момент совершения преступления;
- наименование суда, дата и результат вступившего в законную силу судебного акта, статья УК КР, вид назначенного наказания.
«В Украине Единый государственный реестр лиц, совершивших коррупционные или связанные с коррупцией правонарушения, позволяет сделать запрос по физическим и юридическим лицам. Реестр опубликован на сайте Национального антикоррупционного бюро Украины. Для получения развернутой справки необходима авторизация по ключу ЭЦП, но общую информацию можно получить, сделав запрос по заданным параметрам», – рассказали эксперты.
В усеченной версии по физлицам отображается следующая информация:
- Ф.И.О. на время совершения правонарушения;
- место работы на время совершения коррупционного правонарушения;
- должность на время совершения коррупционного правонарушения;
- состав коррупционного правонарушения;
- принятие предложения, обещания или получения неправомерной выгоды должностным лицом и служебный подлог;
- сфера деятельности на время совершения правонарушения;
- статья, согласно которой лицо привлечено к ответственности за совершение коррупционного или связанного с коррупцией правонарушения;
- дата вступления в законную силу судебного решения о привлечении лица к ответственности за коррупционное правонарушение;
- номер судебного дела;
- дата судебного решения;
- наименование суда, который принял (постановил) судебное решение о привлечении лица к ответственности за коррупционное правонарушение.
«В целом мониторинг СМИ показал, что с начала деятельности реестров в России, Кыргызстане и Украине не установлено фактов преследования родственников этих лиц. В Германии предварительная проверка контрагентов и сотрудников по реестрам коррупционеров является многолетней практикой, положительно себя зарекомендовавшей», - подчеркивают в фонде.
Кроме того, эксперты Transparency Kazakhstan неоднократно фиксировали предложения граждан создать аналогичный реестр в Казахстане.
«Мы часто получаем такие предложения, когда помогаем лицам, столкнувшимся с коррупцией, подготовить заявления или при опросах, какие меры были эффективными», – рассказала исполнительный директор Transparency Kazakhstan Ольга Шиян.
По мнению лиц, пострадавших от коррупции, данный реестр позволит наглядно оценить реальные результаты по искоренению коррупции и недопущению повторного трудоустройства осужденных за коррупцию на государственную службу.
«Он создаст в обществе атмосферу нетерпимости к коррупции – когда осуждение станет публичным и постыдным деянием. К тому же функционирование публичного реестра позволит решить проблему нарушений при отборе на государственную службу и снизить риски повторных коррупционных преступлений, связанных с сокрытием коррупционного прошлого. Аналоги такого реестра действуют в Казахстане – это список, осужденных за терроризм и экстремизм, ведущийся Комитетом по финансовому мониторингу и списки лиц, у которых отозвано согласие на занятие руководящей должности в финансовом секторе, ведущиеся Национальным банком. Критики того, что эти списки ведутся или что отбывшим наказание за терроризм запрещено иметь банковские депозиты и карточки, хотя они уже понесли наказание, со стороны общества нет. Реестр коррупционеров может быть простым списком без фотографий, но главное, чтобы он был и символизировал публичность и открытость в борьбе с коррупцией», – подчеркнули в Transparency Kazakhstan.