Топ-100 Берега цивилизации: три самых используемых космодрома планеты

Берега цивилизации: три самых используемых космодрома планеты

Фото: Харвест

Пятого октября Национальное управления по аэронавтике и исследованию космического пространства США (NASA) сообщило, что «Вояджер-2» достиг границ Солнечной системы: космический зонд, запущенный NASA в 1977 году, находится на расстоянии почти 18 млрд км от Земли.

Он бороздит просторы Вселенной вот уже 42 года, а само NASA в этом году отмечает юбилей, в честь которого 14 октября Discovery Channel покажет проект «NASA: 60 лет в космосе». Программа расскажет о самых невероятных достижениях космической эры человечества, удивительных открытиях на дальних рубежах Солнечной системы и о том, как NASA ежедневно заботится о нашей планете. Впрочем, даже самые триумфальные успехи в космосе начинаются на Земле — точнее, на космодроме. В 2017 году активными были 16 площадок, с которых осуществили 83 успешных запуска во всем мире. Рассказываем о трех лидерах этого списка.

Байконур

Первая космическая гавань Земли, крупнейший космодром в мире находится в Казахстане: «Байконур» был заложен в 1955 году в Кызылординской области в пустыне к востоку от Аральского моря. С началом космической гонки перед СССР стояли задачи возведения полигона, откуда можно было бы запускать ракеты-носители для пилотируемых космических полетов. Изначально рассматривались и другие локации — в том числе Дагестан, Астрахань и Марий Эл, однако по совокупности географических и климатических факторов выбор был сделан в пользу Казахстана. В частности, здесь примерно 300 солнечных дней в году, недалеко проходит железная дорога, есть надежные источники пресной воды для обеспечения в том числе и технических нужд полигона. Кроме того, сыграла свою роль и относительная близость экватора, которая увеличивает линейную скорость вращения Земли, экономя при запуске ракете-носителю около 10% топлива.

«Байконур» не всегда был «Байконуром»: первоначально исследовательский полигон именовался «НИИП №5», район его формирования условно назывался «Тайга», «Ленинский», а позже «Тюра-Там» — по находившейся неподалеку железнодорожной станции. Сам же Байконур — это небольшое поселение в 325 километрах от полигона, где параллельно строился «муляжный» космодром для дезориентации потенциального противника и его разведслужб. Однако после запуска с НИИП №5 космического корабля «Восток», на борту которого был Юрий Гагарин, в прессе объявили, что старт был произведен с Байконура — и название навсегда закрепилось и за настоящим космодромом.

Неофициально же «Байконур» иногда именуют берегом цивилизации, поскольку именно здесь началась эпоха космических плаваний: отсюда были запущены первые в мире искусственные спутники — Земли, Солнца, Луны и Венеры. Именно с «Байконура» человек впервые шагнул в открытый космос — Алексей Леонов 18 марта 1965 года. Сегодня «Байконур» сохраняет статус одного из крупнейших полигонов, конкурируя по количеству запусков с европейскими и американскими стартовыми площадками: в 2017 году здесь прошло 13 стартов российских ракет.

Мыс Канаверал

На мысе Канаверал в штате Флорида находятся сразу две крупные космические площадки Северной Америки: станция ВВС США «Мыс Канаверал» и космический центр им. Кеннеди, принадлежащий NASA. Локация начала разрабатываться как будущий космический полигон с 1940-х годов: здесь, как и на «Байконуре», сказывается близость экватора, помогающая ракетам разгоняться на старте. С 1956 года с мыса проходили запуски суборбитальных ракет США, с него же запускался первый американский искусственный спутник — 6 декабря 1957 года. Однако дебютный полет оказался неудачным: ракета-носитель Авангард TV3 взорвалась на стартовой площадке. Позже Америка все же благополучно запустила свой спутник, «Эксплорер-1», который 1 февраля 1958 года вышел на орбиту Земли с научной аппаратурой на борту и помог открыть радиационные пояса Земли.

Мысу Канаверал принадлежат еще многие «первые» космические достижения США: 1961 год — первый пилотируемый суборбитальный полет NASA по программе «Меркурий-Редстоун 3» с астронавтом Аланом Шепардом на борту; 1962 год — первый орбитальный полёт астронавта США по программе «Меркурий-6» и первое приземление человека в кабине космического аппарата после подобного полета. После будут еще программы «Джемини-3» (1964 год), «Аполлон-7» (1968 год), первая в мире высадка на Луну (1966 год), первый зонд на орбите Марса, первый марсоход программы «Марс Пасфайндер» (1996 год) — все это начиналось на мысе Канаверал. Более того, современная космическая индустрия США также неразрывно связана с Канавералом: здесь стартовала программа Илона Маска Spacex: в июне 2010 года первый запуск Falcon 9 осуществился с комплекса SLC-40, да и остальные запуски в большинстве случаев совершаются здесь. В совокупности, с мыса Канаверал в 2017 году прошло 19 запусков: 7 из них — базы ВВС США, 12 — космического центра Кеннеди.

В 1977 NASA запустила с космодрома Канаверал «Вояджер-2», который продолжил успех миссии «Вояджер-1» и отправился изучать дальние планеты Солнечной системы. «Вояджер-2» стал первым и единственным аппаратом, которому удалось достигнуть Урана и Нептуна. По последним данным, зонд наконец достиг конца Солнечной системы, и впереди у него — волнующая неизвестность. О других достижениях NASA — как далеко за пределами Земли, так и непосредственно на нашей планете — можно узнать в проекте Discovery Channel «NASA: 60 лет в космосе», который выйдет на канале 14 октября и пригласит зрителей в путешествие на Луну, Марс и в самые неизведанные уголки Солнечной системы, чтобы потом благополучно вернуться Землю.

Куру

На третьем месте по количеству запусков сегодня находится Гвианский космический центр, который совместно эксплуатируется Францией и ESA — европейским аналогом NASA. В 2017 году с него стартовало 11 ракет. Космодром расположен в Южной Америке на побережье Атлантического океана, во Французской Гвиане — крупнейшем заморском регионе Франции. Территория центра — полоса длиной 60 км и шириной 20 км, протянувшаяся от города Куру до Синнамари. Его история началась в 1964 году, когда Франция была вынуждена эвакуировать свой прежний космодром Хаммагир в Алжире после провозглашения независимости страны и окончательного распада колониальной системы.

Подыскивая новую локацию для будущего полигона, Франция рассматривала 14 проектов и в итоге остановилась на Гвиане. Выбор опять-таки был обусловлен географическим положением — всего 500 км от экватора делают Куру прекрасной точкой для вывода спутников на геостационарную орбиту. Здесь наиболее ощутим так называемый эффект «пращи»: вращение Земли придаёт носителю дополнительную скорость в 460 метров в секунду. Кроме того, полигон позволяет запускать объекты под углом в 102°, что открывает широкий диапазон траекторий стартов по самым разным задачам. Поэтому космопорт в Гвиане используется не только Францией, но и другими странами: так, с 1975 года здесь частично реализуются европейские космические программы, и ESA сегодня финансирует около половины бюджета Гвианского центра. Используют Куру также США, Канада, Индия, Бразилия, Азербайджан и Россия, которая в 2011 году впервые запустила отсюда ракету-носитель Союз-СТБ и вывела на орбиту сразу несколько спутников.