Топ-100 «Марсианский» минерал нашли в ледниках Антарктиды

«Марсианский» минерал нашли в ледниках Антарктиды

Открытие в Антарктиде позволило сформулировать новую теорию.

Ученые, пробурив ледяной покров Антарктиды более чем на полтора километра, обнаружили в отложениях редкий минерал, который чаще встречается на Марсе, чем на Земле. Он известен как ярозит, сообщает Science Magazine.

Это желто-коричневое вещество, для образования которого требуются вода и кислая среда – условия, которых сейчас на Марсе нет. Тем не менее, еще в 2004 году марсоход Opportunity нашел на Красной планете образцы ярозита.

Дальнейшие исследования показали, что он встречается на Красной планете в больших количествах. Ученые долго не могли понять, как и когда он возник. Открытие в Антарктиде позволило сформулировать новую теорию.

Так, несколько миллиардов лет назад Марс мог быть покрыт льдом, как нынешний Южный полюс. В ледниках, вероятно, скапливалась пыль, содержащая все необходимое для возникновения ярозита: железо, сульфат и калий.

Лед мог бы обеспечить влажную среду, необходимую для превращения кислой пыли в ярозит. Ученые никогда не видели, чтобы пыль и лед вступали в химическую реакцию, порождая новые минералы. Но открытие частиц ярозита, запертых во льдах Антарктиды, показало – это возможно.

На Земле ярозит возникает в отходах горнодобывающей промышленности, которые вступают в контакт с атмосферным воздухом и дождем. По данным NASA, он также может образоваться у жерл вулканов. Ученые не ожидали найти этот минерал в ледниковых отложениях. Но в образцах, взятых на глубине 1620 метров, присутствовали микроскопические частицы ярозита. Анализ показал, что он зародился в «карманах» внутри толщи льда.

Авторы научной работы пришли к выводу, что и на Марсе ярозит мог образоваться таким же образом, хотя там он присутствует в виде метровых отложений, а не крошечных песчинок. Возможно, это связано с тем, что Красная планета намного более пыльная, чем Антарктида, и «материалов» для ярозита на ней содержится намного больше.

«Это только первый шаг в соединении глубоких антарктических льдов с марсианской средой», – подчеркнули ученые.