Топ-100 Найден кратер одного из самых крупных метеоритов Земли

Найден кратер одного из самых крупных метеоритов Земли

Одна из проблем поиска кратера в таких случаях — его малые размеры.

Международная команда ученых под руководством знаменитого геолога Керри Сие обнаружила место вероятного падения метеорита, считающегося самым крупным из всех, когда-либо прилетавших на Землю, сообщает Techcult.

Произошло это 800 000 лет назад, «пришелец из космоса» имел диаметр почти 2 километра, а его обломки разбросало на 10% поверхности планеты. Ученые давно озадачились этой загадкой: откуда в Азии, Австралии и Антарктиде одинаковые тектиты — стеклянные шарики, образующиеся при самых сильных метеоритных ударах?

Одна из проблем поиска кратера в таких случаях — его малые размеры. Хотя обломки и тектиты разбросало по очень большой площади, непосредственно кратер, по расчетам, вряд ли шире 2 километров и должен иметь глубину около 90 метров. Это слишком мало, чтобы след на поверхности земли сохранялся тысячелетиями вопреки сейсмической активности и эрозии. Вряд ли кратер сегодня выглядит как воронка, с большей вероятностью он похоронен под слоем грунта и мусора.

Исследователи сосредоточились на поисках мест с древними лавовыми потоками, что в итоге привело их на плато Болавен в южном Лаосе. Здесь обнаружилось лавовое поле площадью 6000 кв. километров и глубиной более 300 метров, в изобилии усеянное тектитами. Химические свойства и возраст объектов совпадали с находками на других континентах, а при дальнейшем изучении под слоем лавы обнаружилась гравитационная аномалия.

Материалы, образовавшиеся при ударе метеорита, легче земных пород, поэтому, когда обломки упали обратно и заполнили кратер, образовалась зона с низкой плотностью вещества. Детекторы показали, что она имеет эллиптическую форму длиной 18 километров, шириной 13 километров и глубиной 90 метров.

Форма кратера указала направление удара, и там, на расстоянии 19 километров, обнаружились следы проксимального выброса — грунта, который метеорит выдавил при ударе и оттолкнул прочь. Теперь дело за малым — углубиться на несколько сотен метров и взять образцы из самого предполагаемого кратера, чтобы подтвердить гипотезу.