Топ-100 Разместить устрашающие изображения на бутылках с алкоголем предложили в РК
  • 14 августа, 22:19
  • Астана
  • Weather icon +19
  • 476,01
  • 490,15
  • 7,81

Разместить устрашающие изображения на бутылках с алкоголем предложили в РК

Фото: РБК

Предупреждения должны включать изображения и текст.

Национальная ассоциация «Денсаулык» по снижению вреда, вызванного факторами риска неинфекционных заболеваний, представила результаты своего исследования, посвященного вопросам информирования потребителей о содержании и составе продуктов с помощью этикетки и маркировки, сообщает Total.kz.

На фото (слева направо): Бахыт Туменова — глава Национальной Ассоциации «Денсаулык», Гинтаутас Кентра — эксперт по снижению вреда Национальной Ассоциации «Денсаулык», Бельгибай Шахметов — доктор медицинских наук, профессор, врач психиатр высшей категории, главный научный сотрудник Республиканского научно-практического центра психического здоровья.

Целью исследования было проанализировать, как информируют о составе своих продуктов производители алкогольной, табачной продукции и некоторых продуктов питания, вызывающих риск возникновения неинфекционных заболеваний, таких как цирроз печени, инфаркт, рак и болезни легких.

Авторы исследования отмечают, что сегодня Казахстан занимает первое место в европейском регионе по показателю смертности, обусловленной употреблением алкоголя. Потребление чистого алкоголя на душу населения в Казахстане составляет 7,7 литра в год.

При этом, по данным на 2016 год, причиной почти 74% мужской смертности стал цирроз печени, а 34% смертей от травматизма было обусловлено употреблением алкоголя. Для женщин эти показатели составили 45% и 31% соответственно. Около трети жителей страны употребляют алкоголь, и примерно 18% зависимы от алкогольных напитков и употребляют их чаще двух раз в неделю. Учитывая масштабы проблемы, авторы исследования предлагают разделить алкогольные напитки на категории по уровню риска для здоровья.

На алкогольную продукцию в настоящее время предусмотрено нанесение только надписи о возрастных ограничениях, но эксперты ассоциации предлагают наносить на продукцию предупреждения о вреде для здоровья, связанных с алкоголем. Предупреждения должны включать изображения и текст. На алкогольную продукцию с долей спирта от 3% до 25% предлагается использовать  «предупреждающее» изображение, занимающее не менее 20% от поверхности лицевой стороны упаковки (бутыля). На алкогольную продукцию с содержанием спирта в  25–40% и  40%, предлагается наносить «устрашающее» изображение, занимающее не менее 40% от поверхности лицевой стороны упаковки (бутыля).

Глава Национальной ассоциации «Денсаулык» Бахыт Туменова считает, что нужны новые и более эффективные способы информирования потребителей о том, как они могут уберечь свое здоровье от развития неинфекционных заболеваний.

«Одним из таких направлений является концепция снижения вреда, причиняемого здоровью опасными привычками. И здесь важна роль государства, которое может создать единую систему регулирования и эффективного информирования потребителей с помощью этикетки, упаковки и маркировки продукции для защиты здоровья казахстанцев», — отмечает она.

Также авторы исследования предлагают обратить внимание и на табачную продукцию. Кроме традиционных сигарет, в Казахстане в  последнее время стало популярным употребление электронных сигарет и продуктов из нагреваемого табака. Так, по данным исследовательского агентства Nielsеn, в Казахстане около 7% курильщиков полностью перешли на бездымную продукцию.

Эксперты предлагают на основе количества содержания канцерогенных веществ разделять бездымные табачные продукты, используя цветовые категории маркеров. К примеру, черный цвет, размещаемый в зоне индикации, будет означать, что такая продукция содержит крайне высокий уровень вредных веществ. Синий информирует, что такая продукция содержит определенную концентрацию вредных веществ, голубой — в продукции умеренная концентрация вредных веществ, а зеленый будет означать, что концентрация вредных веществ незначительна.

«Действующая надпись «Содержит системные яды, канцерогенные и мутагенные вещества» не позволяет в полной степени определить статус продукта. Поэтому нанесение на упаковку цветовой маркировки позволит потребителям идентифицировать менее вредную продукцию», — уверены авторы исследования.

Предлагаемый метод информирования, по их мнению , позволяет курильщикам быть максимально осведомленными в отношении потребляемой продукции. Такой подход гарантирует также конституционное право потребителя на здоровье и осознанный выбор в пользу менее вредной альтернативы.

Эксперты также предлагают выработать единый подход к маркировке пищевой продукции в Казахстане, так как информация, которую производитель наносит на упаковку продуктов питания, не регулируется. Согласно данным Казахской академии питания, более половины взрослого населения Казахстана (55,5% женщин и 49,2% мужчин) страдают избыточной массой тела или ожирением. А у каждого седьмого ребенка в возрасте до 14 лет (14,7% детского населения Казахстана) наблюдается избыточная масса тела (9,2%) или ожирение (5,5%).

Эксперты предлагают использовать на лицевой стороне упаковки цветовые маркеры и предупреждающие надписи, которые помогали бы потребителям делать более осознанный выбор при покупке продуктов питания.  Предупреждающие надписи о высоком содержании солей, трансжиров или калорий излагать в следующей редакции:

  1. «Избыточные калории вызывают ожирение, которое вызывает [болезни сердца, рак кишечника, диабет 2 типа]». 
  2. «Употребление продуктов с высоким содержанием солей способствует возникновению сердечно-сосудистых заболеваний».
  3. «Данный продукт содержит трансжиры, которые приводят к рискам для здоровья. Не рекомендуется детям».

Также предлагается на законодательном уровне  утвердить такие формулировки о полезных свойствах продукции, как: «не содержит сахара», «изготовлен из экологически чистых продуктов», «не содержит консервантов»,«полезно для здоровья» и пр. По мнению экспертов, они помогут потребителям выбирать более полезные продукты.

Резюмируя исследование, авторы отметили, что в силу быстрого развития рынка потребительских товаров сейчас практически невозможно запретить или ограничить тот или иной продукт, представляющий риск для здоровья. В этой связи авторами рекомендуется в рамках государственных программ здравоохранения, информирования населения и развития бизнеса внедрить стимулирующие механизмы производства и реализации продукции с меньшим вредом для здоровья.

«Вместе с тем для такой менее рисковой продукции необходимо предусмотреть фискальные послабления и относительную маркетинговую свободу. В то же время вредные продукты должны еще жестче регулироваться, а у потребителя должна быть возможность купить подходящий товар на основании ясной и заметной с первого взгляда универсальной этикетки», — считают эксперты.


Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×