Топ-100 Коммунисты Казахстана предлагают ввести продуктовые карточки
  • 29 марта, 04:12
  • Астана
  • Weather icon +2
  • 448,15
  • 483,46
  • 4,86

Коммунисты Казахстана предлагают ввести продуктовые карточки

По мнению депутата-коммуниста Айкына Конурова, введение продуктовых карточек в Казахстане поддержит социально незащищенных граждан и стимулирует местное производство. Кроме того, правительству РК необходимо прекращать оперировать «радужной» статистикой, а опираться на реальные данные. Конуров уверен, что бедность и низкие зарплаты бьют по уровню жизни казахстанцев, ограничивая их возможности нормально питаться, лечиться, давать образование детям.

- В одном из недавних депутатских запросов вы коснулись величины прожиточного минимума. На какие статданные вы опирались при составлении запроса, ведь официальная статистика у нас вполне оптимистична?
- Анализ реальных доходов населения за 2016 год показал сокращение на 4,5%, что является максимумом за последние 16 лет. Средняя зарплата в Казахстане составляет сейчас 136 777 тенге – 416 долларов и неуклонно снижается с 2007 года. Медианная зарплата, которая является более точным показателем, отражающим доход большинства наемных работников, – почти вдвое ниже, но об этом никто не говорит.
Если не рассматривать страны ОЭСР, куда мы стремимся, то и на фоне развивающихся стран казахстанские зарплаты не радуют. По уровню доходов мы заметно уступаем Ирану, Китаю, Мексике, Таиланду. Но что парадоксально, по официальной статистике, доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, неуклонно снижается с 2007 года и составляет всего 2,5%. То есть уровень бедности у нас якобы меньше, чем в США и Европе, что не соответствует действительности.
Все мы должны признать, что бедность и низкие зарплаты не только бьют по уровню жизни людей, ограничивая их возможности нормально питаться, лечиться, давать образование детям. Это становится сейчас и острой экономической проблемой. При нынешних доходах люди стараются экономить, уменьшают потребление. Если раньше уровень потребления поддерживался кредитами, то сейчас этот ресурс себя исчерпал, показав сокращение за 2016 год на 4%.
Согласно анализу, розничная торговля за последние два года ушла в минус (падение с 2014 года составило порядка 11 млрд долларов США), и от этого страдают не только люди, занятые в сфере торговли и услуг, но и в производстве. Учитывая то, что большая часть отечественной несырьевой продукции не экспортируется, единственной возможностью сбыта является внутренний рынок. Однако с уменьшением платежеспособного спроса наши предприятия вынуждены сокращать производство, и это влечет за собой очередной виток сокращения зарплат. Таким образом, Казахстан попадает в «ловушку низких доходов».
Не секрет, что существующая система социальных индикаторов – потребительская корзина, прожиточный минимум, минимальная зарплата – это кривое зеркало, которое искажает действительность и не дает увидеть реальную картину. Вместо того чтобы улучшать жизнь населения, правительство занималось маскировкой данных, о чем говорилось не раз.
Я считаю, при расчетах правительству нужно принять, что черта бедности должна равняться всей величине прожиточного минимума, а не 40-50% от него.
- Тогда статистическая картина существенно изменится, и не в пользу правительства…
- Мы понимаем, что в результате нам придется пересчитать реальный уровень бедности в стране и признать это явление острейшей социальной проблемой. Но нужно смотреть правде в глаза, ведь без реальной картины невозможно модернизировать экономику.
Бедность сейчас связана не столько с безработицей, сколько с заниженными доходами, по причине которых работающие граждане живут в бедности. Те, кого раньше было принято считать средним классом, сейчас постепенно смещаются в ряды бедных.
Поэтому считаем, что необходимо принять программу борьбы с бедностью в интеграции с программой стимулирования потребительского спроса на отечественные товары. Это обязательно даст мультипликативный эффект для развития реального сектора экономики. По данным НПП «Атамекен», только в 2016 году Казахстан импортировал продуктов питания на сумму около 3 млрд долларов США: говядины на 36 млн долларов США, лука и чеснока на 35 млн долларов США, помидоров на 70 млн долларов США, картофеля на 16 млн долларов США. Это значит, что создание комплексной программы может стать реальным драйвером для сельского хозяйства, препятствием для оттока валюты из страны и положительно отразится на самочувствии наших граждан.
- Под программой стимулирования потребительского спроса на отечественные товары вы имеете в виду идею введения в Казахстане продуктовых карточек, озвученную народными коммунистами два-три года назад? Между тем недавно стало известно, что в России уже решено запустить подобную программу и ее участниками станут 17 млн российских граждан.
- Да, мы не раз предлагали внедрить в Казахстане продовольственные карточки. Суть этой идеи в том, что государство ежемесячно перечисляет на банковские карты социально незащищенных граждан определенную сумму. На эту сумму можно купить продукты отечественного производства. Огромный эффект в случае внедрения данной программы был бы очевиден: это поддержка местных производителей, улучшение материального положения граждан и, как следствие, увеличение спроса и оживление экономики.
Мы уже который год говорим, что Казахстану нужна программа стимулирования потребительского спроса, который падает третий год подряд. Статистика лукавит, показывая рост торговли в тенге. На самом деле это связано с ростом цен на импортные товары и расходники, а в долларах США мы упали на на 11 млрд.
Мое мнение: такую программу правительство не принимает по причине оптимизма в своих планах и отчетах. Ведь сейчас заявить, что доходы падают и это тянет за собой и падение потребления со всеми вытекающими негативными последствиями для граждан и экономики в целом – это будет парадокс парадоксов. А то, что граждане не разделяют оптимизма властей, наше правительство волнует в последнюю очередь! Административными методами сдерживать цены не получается, поэтому проблему начинают решать через официальную статистику. К сожалению, статистические отчеты не могут трансформироваться в доступные продукты, а призывы властей не дают возможности нашим производителям попасть в торговые сети.
После девальвации тенге у нас намечается рост производства продуктов питания, что вызывает проблемы реализации. Если мы пропустим этот момент, то отрасль замрет и не сможет отвоевать полки магазинов и занять достойное место на столах наших граждан.
- Если статистическую картину привести в соответствие с реальностью, то придется пенсии и пособия тоже приводить в унисон с развитыми странами, в число которых мы стремимся попасть. Где же взять средства на доплаты в условиях кризисной экономики?
- Если мы считаем, что драйвером роста должно стать именно сельское хозяйство с потенциалом продаж только внутри страны еще плюс 4-6 млрд долларов США, то программа стимулирования потребительского спроса в интеграции с программой развития АПК и поддержки отечественного производителя даст беспроигрышный эффект.
Граждане ощутят прямую поддержку, без посредников, со стороны государства в виде живых денег на электронные карты. Торговля получит месседж: ставь на полки местное, тогда получишь покупателей. Производители получат спрос со стороны сферы торговли на их продукцию. Деньги остаются в стране.
Беседовала Разия Абдыкадырова
Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×