Топ-100 22 тысячи частных домов в Астане перейдут на газ
  • 23 апреля, 14:20
  • Астана
  • Weather icon +18
  • 445,66
  • 474,58
  • 4,78

22 тысячи частных домов в Астане перейдут на газ

Фото: kazpravda.kz

Работы по строительству газопровода начнутся в июле этого года.

Пятая социальная инициатива Нурсултана Назарбаева — строительство газопровода «Сарыарка» от Кызылорды до Астаны — будет реализована в течение полутора лет, передает Total.kz. О том, как будет проходить строительство и что изменится для жителей регионов, через которые пройдет газопровод, а также столичных горожан, рассказал вице-министр энергетики РК Магзум Мирзагалиев в интервью «Казахстанской правде».

– Как известно, несколько лет назад детально прорабатывался маршрут Запад – Север – Центр, который позволил бы газифицировать Центральный Казахстан от действующего газопровода в Костанайской области. Почему в итоге был выбран иной — южный — маршрут?

– Действительно, ранее рассматривался северный маршрут строительства магистрального газопровода Запад – Север – Центр с поставкой газа из Российской Федерации от Карталы через Тобол и Кокшетау до Астаны.

Вместе с тем глава государства в своем недавнем обращении к народу обозначил пятой социальной инициативой сооружение газопровода «Сарыарка». Он пройдет от Кызылорды через Жезказган, Караганду, Темиртау до Астаны с возможностью дальнейшей газификации Кокшетау и Петропавловска.

В первую очередь, южный маршрут выбран по причине большего охвата населения. Второй плюс — возможность использовать голубое топливо из месторождений Карачаганак, Тенгиз и Кашаган, где сосредоточены крупнейшие ресурсы газа.

За последние годы фактически создана необходимая инфраструктура, чтобы направлять газ из Западного Казахстана через существующий газопровод Средняя Азия – Центр на юг страны через недавно построенный газопровод Бейнеу – Бозой – Шымкент и далее на «Сарыарку». То есть мы хотим воспользоваться действующим газотранспортным коридором и продлить его до центра страны.

Возможно, от Костаная тянуть газопровод было бы ближе на 200 с лишним километров, и по нему уже проработано и технико-экономическое обоснование, и готова проектно-сметная документация. Но по стоимости эти два маршрута примерно сопоставимы, а по целесообразности и эффективности предпочтительнее, несомненно, «Сарыарка».

Учитывая, что по южному трафику есть возможность охватить газификацией на миллион казахстанцев больше, выбор очевиден. Ведь газ — это, в первую очередь, социальный продукт, направленный на улучшение качества жизни наших сограждан.

– О каких сроках идет речь?

– ТЭО газопровода «Сарыарка» разработано в 2017 году, прошло госэкспертизу. Сейчас готовится проектно-сметная документация. Эти работы должны быть завершены в мае, в июне ожидаем экспертное одобрение всего проекта, а уже в июле намерены приступить к строительным работам.

Параллельно решаются вопросы финансирования, в том числе с привлечением международных финансовых организаций. Участок Кызылорда (от КС «Караозек») – Жезказган – Караганда – Темиртау – Астана, согласно ТЭО, оценивается в 267,3 миллиарда тенге. В настоящее время обсуждаются условия и схема финансирования.

Также необходим своевременный отвод земель по трассе марш­рута в трех областях — Кызылординской, Карагандинской, Акмолинской — и Астане. Мы рассчитываем на активную работу акиматов. Ведь необходимо подготовить внутригородскую инф­раструктуру, подвести к домам газопроводы среднего и малого давления.

В процессе подготовки ТЭО наши специалисты прошли всю трассу, убедились, что рельеф несложный. К тому же за годы независимости уже накопился достаточный опыт строительства газопроводов. Конечно, могут сыграть свою роль погодные условия. Но в целом мы рассчитываем, что строительство «Сарыарки», как отметил глава государства, займет срок до полутора лет.

Мы намеренно подбираем такой диаметр трубы, который позволил бы в дальнейшем безболезненно продлить газопровод «Сарыарка» до Кокшетау и Петропавловска.

С ростом потребления газа планируем построить две компрессорные станции в Жезказгане и Темиртау. На первых же этапах хватит мощности компрессорной станции Караозек, благодаря которой мы и сможем осуществить проект довольно быстро.

– Так что все-таки нам даст строительство нового газопровода?

– Во-первых, будут созданы новые рабочие места как в процессе строительства (на масштабной строительной площадке планируется задействовать около 800 человек), так и в процессе обслуживания (более 200 специалистов).

Вдоль трассы магистрального газопровода появится возможность для развития инфраструктуры, создания новых производств с использованием природного газа, причем в сфере не только малого и среднего, но и крупного бизнеса. К примеру, ранее уже поступали предложения от инвесторов о строительстве небольших газотурбинных электростанций для отдельных поселков.

Астане же, в первую очередь, это даст возможность улучшить качество воздуха. Мы, жители столицы, в период отопительного сезона в безветренную погоду можем наблюдать над городом смог. Так вот, только в Астане перевод на газ позволит снизить вредные выбросы в атмосферу в 6 раз, или на 35 тысяч тонн в год. И это не считая выбросов частного сектора.

Реализация проекта позволит перевести на газ 192 частных и 48 малых коммунальных котельных, 22 тысячи частных жилых домов и водогрейных котлов ­ТЭЦ-1, 2, а в перспективе — строящуюся ТЭЦ-3. Все эти меры в итоге должны улучшить экологическое состояние столицы.

– Как скажется газификация на угольной промышленности, традиционно прибыльной в регионе?

– В Астане основной потребитель угля — ТЭЦ. Объем потребления каменного топлива вследствие газификации снизится на 650 тысяч тонн. Учитывая, что в стране добывается более 100 миллионов тонн угля в год, это абсолютно не критическая цифра. Весь мир постепенно идет к тому, чтобы отказываться от угля в пользу «зеленых» технологий — возобновляемых источников энергии. Это общемировые тренды, и Казахстан не намерен оставаться в стороне.

Кстати, крупнейшие потребители угля — Экибастузские ГРЭС-1 и ГРЭС-2 — так и продолжат работать на твердом топливе. Вопрос по Караганде и Жезказгану будет еще обсуждаться.

– А что касается кошельков астанинцев?

– Конечно, надо понимать, что газ априори дороже угля. Но мы должны этот вопрос проработать таким образом, чтобы тариф остался приемлемым для населения. И это тоже одна из краеугольных задач, которой будем заниматься в предстоящее время. Создана межведомственная рабочая группа. Все будет зависеть от схемы финансирования и стои­мости привлечения капитала.

О принятых решениях по тарифу будет сообщено дополнительно в ближайшем будущем.

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×