Топ-100 550 приговоров исправил в 2017 году Верховный суд РК
  • 16 апреля, 11:59
  • Астана
  • Weather icon +12
  • 448,56
  • 478,03
  • 4,79

550 приговоров исправил в 2017 году Верховный суд РК

Фото: prokuror.gov.kz

Количество отмененных или пересмотренных решений судов на местах свидетельствует об изменении всей судебно-следственной практики.

550 протестов на решения судебных органов удовлетворил в прошлом году Верховный суд РК. Об этом сегодня говорили в Астане на расширенном совещании по итогам отправления правосудия за первое полугодие 2018 года, передает Total.kz.

Заместитель генерального прокурора РК Марат Ахметжанов сообщил, что государственный обвинитель стал больше своего рода судебной атрибутикой, дежурным элементом процесса.

«Ни для кого не секрет, что наши прокуроры зачастую в суде превращаются в дежурных государственных обвинителей. Соответствующее отношение к такому прокурору, конечно, и у судей. Гособвинитель, к сожалению, сегодня стал атрибутикой. Есть суд, есть подсудимые, есть сторона защиты, должен быть и прокурор», — объяснил свою мысль Марат Ахметжанов.

Заместитель генпрокурора РК сообщил о совместном проекте ГП и Верховного суда — системе «Заңдылық».  

«Мы создали специальную систему «Заңдылық». Это совместный с Верховным судом наш проект — хороший помощник прокурорам и судьям. Суть работы в следующем: сначала в систему вводится позиция гособвинителя, затем загружают суть оглашенного приговора. «Заңдылық» способна автоматически сверять соответствие решений нормам УК и подсказывать о возможных ошибках. Работа этой системы вывела на качественный уровень анализа, но на местах в половине случаев наши прокуроры не пользовались программой. Из-за этого позиция прокуроров была неверной, неправильно были ориентированы суды. В других случаях сами прокуроры не могли отстоять свою позицию, когда они правильно говорили, но суд принимал противоположное решение», — сообщил Марат Ахметжанов.

По его словам, с прокуроров был учинен спрос за каждое нарушение, они вооружились навыками и технологиями, однако все равно приходится исправлять в кассации элементарные ошибки судебных актов. Марат Ахметжанов считает, что в этом случае на 70% ответственны и судьи. Система «Заңдылық» автоматически оценивает не только ошибки государственных обвинителей, но и судей.

«Система позволяет разбивать ошибки по регионам, из них программа определяет, где больше всего нарушений. Это пять судов. К примеру, Алмалинский районный суд Алматы. Получаем список судей и видим, что наибольшее число исправленных приговоров у Иманкулова. Можно посмотреть виды ошибок — неправильное разрешение иска, неправильное применение статьи 60 или, к примеру, по делу Манапова нарушены правила по назначению наказания. Ему дали 6 лет с конфискацией, что исправил Верховный суд по кассации. Суд первой инстанции не учел требования статей 55 и 56, согласно которым максимальный срок наказания не мог превышать 4 года. И неверная конфискация – здесь не послушали позицию государственного обвинителя и апелляцию проморгали, и вот такие элементарные ошибки мы исправляем в Верховном суде», — подчеркнул Марат Ахметжанов.

Заместитель генерального прокурора РК напомнил, что после того, как в декабре прошлого года в связи с массовыми нарушениями по конфискации приняли нормативное постановление Верховного суда, где четко разъяснили, когда и как назначается конфискация имущества, эффект наблюдался сразу. Назначение конфискации упало в пять раз. Только в Астане оно снизилось с 477 до 36 случаев. А вот, например, в Павлодаре, по словам Марата Ахметжанова, половина кассаций связана с неправильным применением конфискации.

Председатель Верховного суда Жакип Асанов в ответ на выступление заместителя генпрокурора заметил, что этот тревожный «звонок» о судейских ошибках надо было делать раньше.

«Судебная система не слышит прокуратуру, я имею в виду, Генпрокуратуру. Уже два года, как разработала она программу («Заңдылық» — прим. Total.kz), в прошлом году надо было делать «звонок». 550 протестов удовлетворены Верховным судом. Такого никогда не было, столько за последние 8-9 лет (наберется – прим. Total.kz). Неужели это несерьезный сигнал, готовая программа, подаренная суду, а мы не слышим? Почему? Потому что амбиции, потому что считаем, что мы лучше всех знаем, не надо нас учить. Вот эти амбиции мешают нам решать государственные вопросы. Пока эти амбиции будут, никаких улучшений в работе не будет. В прошлом году 550 протестов удовлетворено, в этом году 200», — еще раз подчеркнул количество ошибочных судебных решений на местах Жакип Асанов.

Марат Ахметжанов в продолжение этой темы заявил, что количество удовлетворенных Верховным судом протестов может свидетельствовать и о положительном явлении — изменении всей судебно-следственной практики.

«По апелляции в текущем году в полтора раза выросло количество измененных и отмененных судебных актов. Статистика показывает резкий рост пересмотренных в Верховном суде дел по протестам, за полтора года по ним в кассации исправлено более 700 приговоров. Это много или мало? Если взять, что цифра превышает общий показатель предыдущих, за 10 лет взятых, это, конечно, много. Но мы задаемся следующими вопросами: чем вызван этот рост, хорошо или плохо? Несомненно, плохо, что 90 наших протестов Верховный суд удовлетворил, что нарушения подтверждаются и приходится устранять в Верховном суде. Плохо, что люди годами ищут справедливости и находят ее только здесь. Но есть и плюсы, что, наконец, исправили эти ошибки, многие люди годами сидели в местах лишения свободы. Только в текущем году по нашим протестам кассация улучшила положение более 200 осужденных. Из них полностью оправданы 12 человек, частично — 19, остальным снижено наказание, режим содержания. Положительно можно оценивать, что по результатам анализа пересмотренных решений, мы исправляем ситуацию не только по конкретному делу, но и меняем всю судебно-следственную практику», — подчеркнул заместитель генпрокурора РК.

Далее Марат Ахметжанов привел примеры этих изменений судебно-следственной практики.

«Вместе с Верховным судом удалось изменить практику по неоконченному мелкому хищению, по ложному доносу и заявлению о пытках. За счет выработки соответствующей судебно- прокурорской практики поменялись правовые акты. К примеру, в прошлом году декриминализировали и гуманизировали экономические преступления, с начала этого года принят закон о модернизации уголовного процесса. 21 июня парламент подписал и направил на подпись закон «О снижении и гуманизации» нашего законодательства. Совместно с Верховным судом пересмотрели пять нормативных постановлений с последующим изменением судебной практики, то есть появилась обратная связь. Это способствовало массовому выявлению незаконных приговоров, основное предназначение было пресекать нарушения на ранней стадии, однако на 100% это сделать мы не смогли. Почему мы до сих пор допускаем элементарные нарушения?» — завершил свое выступление вопросом Марат Ахметжанов. 

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×