Топ-100 Кто прав: аэропорты vs Air Astana
  • 25 мая, 22:22
  • Астана
  • Weather icon +18
  • 327,42
  • 383,51
  • 5,29

Кто прав: аэропорты vs Air Astana

Фото: www.widebodyaircraft.nl

В мажилисе парламента идут настоящие баталии. Зачинщик конфликта прежний —  национальная компания Air Astana. Тема тоже избита: «Формирование тарифов на услуги аэропортов».

К сожалению, собрание было закрытым, и о том, что происходило, можно судить только со слов присутствующих.

В чем же суть спора?

Air Astana требует вернуть государственное регулирование тарифов аэропортов по международным направлениям. Напомню, в рамках разгосударствления и основываясь на нормах предпринимательского кодекса, власти отказались от открытого вмешательства в процессы ценообразования, взяв на себя функции контроля через антимонопольное законодательство, которое, в свою очередь, позволяет очень жестко регулировать любые тарифы на услуги естественных монополий.

Впервые за пятнадцать лет аэропорты смогли поднять цены на свои услуги, причем если в тенге рост был очевидным, то в валюте новые тарифы не достигли даже показателей 2003–2005 годов. Это напрягло только авиакомпанию Air Astana. Оно и понятно: из отечественных авиаперевозчиков до половины внутренних и минимум две третьих международных перевозок осуществляется ими. Остальные перевозчики, особенно международные, согласились с необходимостью индексации.

Air Astana в качестве поддержки привлекла на свою сторону представителя IATA в Казахстане Джорджа Карамалакова, который безапелляционно обвинил воздушные гавани в повышении цен и последующем уходе перевозчиков с рынка. Об этом писали отечественные СМИ. Но, как оказалось, Карамалаков, как бы это помягче сказать, слукавил, когда вешал все грехи на аэропорты. Выяснилось, что международные перевозчики ушли с рынка Казахстана, исходя из совсем других причин, а тарифы на авиаперевозки Air Astana, да и многие другие компании за последние 15 лет поднимали вне зависимости от того, сколько стоили услуги аэропортов и топливо. Более того, все та же Air Astana рассчитывает стоимость услуг в евро, а значит, застрахована от любых неожиданностей.

Как уже было сказано, 19 апреля в мажилисе парламента Республики Казахстан состоялось расширенное заседание рабочей группы по рассмотрению законопроекта «О естественных монополиях». В нем приняли участие депутаты, представители общественных объединений, авиакомпаний и аэропортов. Коль уж инициатором встречи была AirAstana, то право выступить первым было предоставлено одному из ее руководителей, который выразил несогласие с законопроектом, предложенным правительством, и потребовал вернуть государственное регулирование тарифов аэропортов по международным направлениям, утверждая, что это мировая практика. Уточнить, для каких стран эта практика является нормальной и является ли она определяющей международную повестку дня, представитель компании пояснить не смог, как и не дал четкого ответа на вопрос, в чем необходимость госрегулирования. Ведь по сути высокие цены могут быть и в том, и другом случае. Представители аэропортов дали депутатам более точные формулировки. Либерализация и повышение тарифов аэропортов — это неизбежный процесс. Высокотехничная отрасль полностью зависит от импорта, а это значит, что поправку на курс все равно придется делать. Утвержденные в национальной валюте регулируемые тарифы аэропортов после серии девальваций превратились в ничтожно маленькие, что иностранным авиаперевозчикам давало серьезные преимущества.  

Air Astana хочет особого к себе отношения

В своих разъяснениях депутатам представители воздушных портов еще раз рассказали, что тарифы не менялись более 10 лет, но при этом стоимость авиабилетов той же авиакомпании Air Astana увеличилась в разы. Контроль государства над тарифами аэропортов не потерян, просто изменился метод. Тарифы по международным направлениям были выведены из-под госрегулирования, но уполномоченный орган вправе применить санкции в случае необоснованного их повышения аэропортами.

Текущее увеличение тарифов — это только вывод этих услуг на безубыточный уровень с минимальной рентабельностью. Кроме этого, сборы аэропортов и навигации в стоимости билета составляют не более 12%, а тарифы были увеличены в основном на услугу по обеспечению авиационной безопасности, что составит на одного пассажира 200-300 тенге. Это ничтожно мало в сравнении с увеличением стоимости билетов авиакомпании Air Astana, и крайне некорректно запугивать депутатов многократным подорожанием билетов. Более того, Air Astana в аэропортах республики самостоятельно оказывает себе услуги по наземному обслуживанию, что нигде в мире не делается, и по закону имеет собственное топливо, которое приобретает по льготной цене у казахстанских производителей, тогда как аэропорты покупают импортное авиатопливо по рыночным ценам.

Руководители Комитета гражданской авиации и Комитета по регулированию естественных монополий пояснили депутатам, что их вводят в заблуждение, и вывод из-под государственного регулирования тарифов аэропортов по международным направлениям и либерализация тарифной политики — это мировая практика, и единственное, что важно соблюдать, так это сбалансированный подход.

При этом чиновники однозначно заверили, что государство не утратило контроль в этой части, а предоставило возможность аэропортам развиваться, конкурировать и привлекать перевозчиков. В качестве примера приведен аэропорт Хитроу, тарифы которого никто не утверждает. Государством утверждается методика образования тарифа, а в мировой практике государственного контроля тарифов аэропортов используется затратный метод, то есть государство контролирует затраты аэропортов, а такого понятия, как «естественная монополия», в мире вообще не существует — это еще советское наследие. Более того, они в очередной раз подчеркнули, что информация Air Astana не соответствует действительности и иностранные авиакомпании прекратили полеты в Казахстан до повышения тарифов и по экономическим причинам, а не по причине уровня тарифов аэропортов.

Позиция депутатов была четко направлена на поддержку правительственных реформ. По их мнению, политика либерализации отрасли гражданской авиации правильная, а дисбаланса госрегулирования быть не должно, то есть когда аэропорты регулируют, а авиакомпании нет. Подчеркнули, что тарифы иностранных аэропортов гораздо выше, чем в Казахстане, и непонятно, почему должны иностранцы платить здесь в разы меньше, чем у себя в стране. Воздушные гавани должны развиваться, а для этого должны быть доходы, и это не устраивает только Air Astana. Те самые 200-300 тенге на билет за безопасность — не та цена, чтобы менять всю политику правительства в этом вопросе. Также депутаты предложили авиакомпании Air Astana перестать «шарить» в карманах аэропортов и «пошарить» в своих карманах, сократив необоснованные расходы на свое содержание и непрозрачные лизинговые платежи за воздушные суда.

Задавались и более конкретные вопросы, в частности: почему работники авиакомпании Air Astana и их родственники летают с 90%-ной скидкой? Но вместо ответа представитель авиакомпании Ержан Рахметов принялся обвинять присутствующих в том, что они забыли, какой вопрос рассматривается, и что он не намерен обсуждать финансовое состояние авиакомпании. Лишь после настоятельного требования председателя рабочей группы он признал наличие скидки и сказал, что это опять же мировая практика, при этом пытался убедить депутатов в том, что руководство аэропортов также имеет у них такую скидку, что вызвало у тех крайнее недоумение. Они назвали это откровенной ложью.

Выборочная принципиальность Air Astana

Председателем рабочей группы было предоставлено слово руководителю регионального офиса неправительственной организации Международной ассоциации воздушного транспорта ИАТА в Казахстане Джордану Карамалакову, приглашенному по просьбе авиакомпании Air Astana, который в очередной раз попытался дать рекомендации как государственным органам, так и депутатам, как им нужно регулировать тарифы аэропортов, чем вызвал негодование у депутатского корпуса и представителей правительства.

При этом Air Astana не всегда такая принципиальная, особенно когда речь идет о собственных интересах. Сейчас обсуждается возможность передачи в доверительное управление авиакомпанией аэропорта Астаны. Одним из условий, которое поставил президент компании Питер Фостер, закрепить аэропортовые сборы для международных перевозчиков, работающих в столичном порту, в валюте. Наравне со списанием долгов и безвозмездных вливаний со стороны МФЦА. 

Ни один из действующих портов и мечтать о таком не может, хотя практика такая есть, например, у нашего партнера по ЕАЭС — России.

И вроде никто не против такого нововведения.

Кроме Air Astana.

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.