Ложная информация и передача данных посторонним — НБ РК о нарушениях коллекторов
Финрегулятор предлагает разработать этические стандарты работы с должниками и создать сall-центр или телефон доверия для должников.
За пять месяцев 2019 года на коллекторские агентства поступило 157 жалоб, среди которых передача информации о задолженности человека третьим лицам или осуществление недобросовестных действий по отношению к должнику. Об этом в сенате на заседании по регулированию деятельности коллекторских агентств сообщил заместитель председателя Национального банка Олег Смоляков, передает корреспондент Total.kz.
«В 2018 году в Национальный банк поступило 230 обращений с жалобами на действия коллекторских агентств, при этом за первые пять месяцев этого года рассмотрено 157 жалоб должников на действия коллекторских агентств. К наиболее распространенным тематикам жалоб можно отнести такие, как передача информации о наличии задолженности третьим лицам, осуществление недобросовестных действий по отношению к должнику или его представителю», — сообщил Смоляков.
Среди других нарушений, по его словам, непредставление по требованию должника информации и копий документов о подтверждении полномочий агентства, направление в адрес должника ложной информации или отказ коллекторского агентства в предоставлении оптимального графика платежей должнику.
В ходе работы с уполномоченными органами, по словам Смолякова, выработаны предложения для совершенствования законодательства в деятельности коллекторских агентств. Часть из них требует изменений или дополнений в законодательство, другая часть не требует подобных изменений.
«Это предоставление коллекторскому агентству права взаимодействовать с третьими лицами только в целях установления местонахождения должника, обязать коллекторское агентство фиксировать весь процесс взаимодействия с должником и третьими лицами, установить для коллекторского агентства обязательные минимальные требования к собственному капиталу, допустить к взаимодействию посредством телефонных переговоров с должником работников коллекторского агентства, имеющих среднее образование, а также исключить противоречие между законом «О коллекторской деятельности» и Трудовым кодексом», — рассказал замглавы Нацбанка.
Также, по его словам, есть предложения, которые не потребуют законодательных изменений, но помогут улучшить деятельность агентств. Так, например, предлагается поручить объединениям коллекторских агентств разработать стандарты работы с должниками, в том числе этические стандарты.
«Объединениям коллекторских агентств создать сall-центр или телефон доверия для должников, рассмотреть возможность уменьшения количества контактов коллекторского агентства с должником посредством автоматизации процесса взаимоотношений. Вышеуказанные меры позволят Национальному банку осуществлять в полной мере контроль за деятельностью коллекторских агентств, повысить прозрачность деятельности коллекторских агентств, тем самым защитить граждан от возможных противоправных действий со стороны работников коллекторских агентств», — отметил Смоляков.
В целом, согласно информации Нацбанка, на сегодня в реестр включено 177 коллекторских агентств, из которых 12 добровольно исключены из реестра. Итого в Казахстане действует 165 коллекторских агентств.
На 1 июля в рамках договоров о досудебном взыскании задолженности в работе у коллекторских агентств находилось 854,6 тысячи договоров на сумму 363,1 миллиарда тенге.