Топ-100 Политпрогноз на 2017 год: политики – не боги, а жалкие ксерокопии Творца
  • 19 апреля, 21:25
  • Астана
  • Weather icon +17
  • 446,49
  • 475,38
  • 4,79

Политпрогноз на 2017 год: политики – не боги, а жалкие ксерокопии Творца

Фото: Total.kz

Созданная Рабочая группа по вопросам перераспределения полномочий между ветвями государственной власти Казахстана работает весьма активно. Стало известно, что готовится более 40 корректировок Конституции. Станет ли реформа очередной фасадной акцией или же произойдут реальные изменения? Как аукнется на Казахстане международная политика 45-го президента США Дональда Трампа? Возможны ли в 2017 году очередные парламентские выборы? Эти и другие вопросы мы задали политологу Султанбеку Султангалиеву.

- Султанбек, приходится нередко слышать о том, что за казахстанской политикой наблюдать неинтересно – стабильность, стагнация и предсказуемость. Все же новый календарный год преподносит нам сюрпризы в виде новых законов и даже реформ. И потому нам хотелось бы услышать ваш прогноз: каким выдастся политический сезон 2017 года в Казахстане?
- В политическом плане 2016 год выдался крайне насыщенным для Казахстана: досрочные парламентские выборы, земельные митинги и наложение президентского моратория на поправки в Земельный кодекс, перестановки в правительстве и громкие отставки министров, теракт в Актобе и заявление главы государства о возможной конституционной реформе стали основными трендами прошлого года. Влияние данных событий на общественно-политическую атмосферу в стране мы будем ощущать на протяжении всего 2017 года.
- Геополитическая обстановка в мире все более интригует с каждым днем, расстановка сил стремительно меняется. Как поведет себя Казахстан в этом качающемся мире?
- Весьма сложной остается и международная обстановка в мире, что не может не влиять на Казахстан. В этой связи следует отметить значительную активизацию казахстанского внешнеполитического ведомства и миротворческие инициативы Астаны по урегулированию сирийского кризиса и конфликта на Донбассе. Переговоры в Астане прошли, и я уверен, что Казахстану удастся сыграть положительную роль в решении этих наболевших узловых проблем в международных отношениях. Выбор Астаны в качестве диалоговой площадки вполне закономерен и естественен, учитывая традиционную многовекторную внешнюю политику Казахстана, личный авторитет президента Нурсултана Назарбаева в России и странах исламского мира, а также проведение в 2015 году двух раундов переговоров по сирийской проблеме в столице нашей страны.
Ключевым вопросом в международной политике будет являться нормализация отношений между Россией и США, и приход в Белый дом прагматика Дональда Трампа позволяет надеяться на постепенное снятие напряженности между двумя странами, что не может не сказаться положительно на всей международной обстановке и на взаимодействии ведущих держав планеты в их борьбе с мировым терроризмом.
- За инаугурацией Трампа, прошедшей в США 20 января, с интересом следил весь мир. А какая страна Центральной Азии станет теперь приоритетной в плане сотрудничества для США – Казахстан или Узбекистан?
- На мой взгляд, приоритетной страной в Центральной Азии для администрации Белого дома будет Узбекистан, прежде всего, исходя из геополитического положения этой страны и ее неучастия в каких-либо военно-политических и экономических союзах с Россией.
- Значит, не стоит сильно обнадеживаться предвыборными обещаниями Трампа о стремлении к дружбе и сотрудничеству с РФ?
- Особенность предвыборных обещаний заключается в том, что процентов 90 из них остаются всего лишь обещаниями. Думаю, Трамп искренне хочет ослабить напряженность между США и Россией, но у него есть многочисленные и влиятельные противники этой идеи. Трамп вынужден будет считаться с внутренней реакцией на его озвучиваемые инициативы. Политики – не боги, а всего лишь жалкие ксерокопии Творца. И потом, никто не отменял принцип защиты своих геополитических интересов и соперничества за влияние в том или ином регионе. Тем не менее для международной разрядки новый президент США Дональд Трамп – более адекватная фигура, нежели его соперница на выборах Хиллари Клинтон.
- Вернемся к нашим внутренним делам. В одном из своих недавних интервью вы предположили, что в 2017 году в РК вероятны досрочные парламентские выборы. Что говорит в пользу такого прогноза, ведь предыдущие выборы прошли только весной 2016 года?
- Будем исходить из того, что конституционная реформа как неизбежный этап периода транзита власти – это уже данность, судя по созданию рабочей комиссии по перераспределению полномочий между ветвями власти. Суть внесения изменений и поправок в действующую Конституцию заключается в создании новой системы сдержек и противовесов в управлении государством, и парламент в этой новой конфигурации будет играть важную роль.
Существующий состав нуротановского большинства в парламенте не отражает в полной мере интересы ведущих кланов и региональных элит. Следовательно, исходя из логики интересов, необходимо качественно иное представительство в высшем законодательном органе страны, представительство, которое бы отражало вес и влияние той или иной группы, созданное на основе консенсуса.
- Мы видим, что комиссия по перераспределению полномочий работает весьма активно. Как вы считаете, это будет декоративное, «фасадное» перераспределение или состоится реальная передача части президентских полномочий другим институтам власти?
- Масштабное реформирование ветвей власти назрело давно. Это комплексная проблема, так как череда громких коррупционных скандалов, систематическое неисполнение поручений президента и правительства, провал реализации государственных программ ясно показали системный кризис власти. В итоге имеем неэффективность государственного управления, тотальную коррупцию и следствие – перманентно ухудшающуюся социально-политическую атмосферу в стране.
Главное принципиальное значение имеет сам вопрос создания продуманной единой системы выборности законодательного органа. Часть депутатов избирается по партийным спискам, часть – выборщиками, еще пятнадцать напрямую назначаются президентом, при этом принцип разделения властей стыдливо прячется за креслом господина Рогова. Еще девять депутатов избирает из своего малочисленного состава Ассамблея народа Казахстана.
Вместе с тем я предполагаю, что каких-то кардинальных изменений от возможной конституционной реформы ожидать не следует. Правящая элита просто морально не готова к решительной демократизации общественно-политической жизни. Однако предполагаемые изменения существенно сократят полномочия президента, делегировав часть его функций премьер-министру и лидеру нации. Возможно усиление контрольных полномочий парламента. Весьма востребованной выглядит и тема возвращения к смешанной пропорционально-мажоритарной системе парламентских выборов.
- В заключение нашей беседы хотелось бы узнать ваше мнение  о норме обязательной временной регистрации граждан, введение которой вызвало широкий резонанс и недовольство в казахстанском обществе.
- В отношении временной регистрации граждан, на мой взгляд, поднялась слишком большая волна искусственного ажиотажа. В принципе, данная мера направлена в том числе и на защиту прав граждан и упорядочение процесса регистрации граждан по месту временного фактического проживания. Институт постоянной и временной регистрации граждан существует во многих странах мира.
Следует также учитывать, что нововведение направлено против экстремистов различных мастей, то есть ради нашей с вами безопасности. Законопослушному гражданину бояться абсолютно нечего и особых проблем процесс регистрации не доставляет.
Другой аспект проблемы заключается в том, каким образом будет реализовываться закон на практике и не приведет ли его исполнение к злоупотреблениям со стороны служебных лиц. Человеческий фактор еще никто не отменял.
Разия Абдыкадырова
Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×