Топ-100 «Магия» Данияра Балиева, или как заработать миллиарды на телевизионных операторах
  • 29 марта, 06:20
  • Астана
  • Weather icon +2
  • 448,15
  • 483,46
  • 4,86

«Магия» Данияра Балиева, или как заработать миллиарды на телевизионных операторах Эксклюзив

Фото: ИА Total.kz

Двойные стандарты судебной системы Казахстана ведут к краху кабельного рынка.

Прошедший недавно брифинг представителей АО «Кселл» с информацией об иске на 670 млн тенге за якобы имеющиеся нарушения авторских прав ТОО «DL Construction», который был удовлетворен судом первой инстанции, и потенциальной возможности лишиться еще 40 млрд тенге в качестве компенсации вызвал ажиотаж среди пользователей социальных сетей не только в Казахстане, но и за ее пределами и породил ряд вопросов. Редакция Total.kz, разбираясь в произошедшем, выяснила, что иск против сотовой компании связан с недавними претензиями к кабельному оператору – ТОО «Алма телекоммуникейшнс Казахстан» (Алма ТВ).

Рынок с двойной, тройной выгодой

Напомним, в апреле 2018 года было объявлено об аресте счетов крупнейшего в Казахстане кабельного оператора «Алма ТВ» на сумму 2,18 млрд тенге. Истцом в суде выступило ТОО «Web Content». Эта же компания подала схожий иск и против другого крупного кабельного оператора – ТОО «Alacast» (ID TV) – на сумму 1,7 млрд тенге. Как видим, крупнейшие ретрансляторы страны, а теперь и крупнейший оператор сотовой связи АО «Кселл», практически одновременно стали ответчиками необоснованных требований, завернутых в оболочку защиты авторских прав. И хотя в суды обратились вроде бы разные компании (в случае с «Кселл» – это DL Construction, а не Web Content, как в эпизодах с «Алма ТВ» и ID TV), стоит за обеими организациями один и тот же человек – Данияр Балиев.

Причем все многомиллиардные иски (суд удовлетворил их) были рассмотрены одним и тем же судьей специализированного межрайонного экономического суда г. Алматы (СМЭС) – Камилой Салимбаевой. Стоит отметить, что еще в 2016 году она приняла сторону Данияра Балиева и положила, как видим сейчас, начало новой судебной практике, последствиями которой стала легализация повторных сборов с операторов телевещания за уже оплаченный телеканалами контент.

Таким образом, с легкой подачи СМЭС г. Алматы открыт некий рынок вторичного оборота прав интеллектуальной собственности, когда отдельно взятому правообладателю в лице Ворнер Мьюзик Москва на территории Казахстана позволено извлекать двойную (тройную) выгоду, получая оплату и от телеканалов, компаний-ретрансляторов, к которым относятся кабельные операторы «Алма ТВ» и ID TV.

Это, как отмечают сами игроки рынка, без преувеличения можно считать началом конца деятельности операторов телевещания в Казахстане, который неминуемо наступит, если этот правовой беспредел не будет остановлен компетентными органами, призванными обеспечить верховенство закона.

Что такое КОУПИС?

Как уже сообщали независимые эксперты, мотивировочная часть судебных решений фактически отсутствует. Ощущение, будто истец – Данияр Балиев – владеет сильной магией, поскольку стоит ему указать на какую-либо крупную компанию, как она тут же признается виновной, счета ее блокируются, а на перспективе дальнейшего существования ставится крест.

«Магический поход» начался еще в конце 2014 года, когда ТОО «Web Content» подало сразу несколько исков против ряда кабельных операторов. Но судебные заседания так и не состоялись: истец отозвал свои заявления. По какой причине – ясно стало позже, когда в суд с претензиями обратился уже не Web Content, а действующее от его имени РОО «Казахстанское общество по управлению правами интеллектуальной собственности» (КОУПИС).

К слову, КОУПИС возглавляет некий Арман Кенжебаев, который якобы ранее работал с матерью Данияра Балиева – Загипой Балиевой (экс-министром юстиции РК, а ныне депутатом мажилиса парламента РК).

Стоит отметить, что в Казахстане именно Министерство юстиции РК курирует вопросы интеллектуальной собственности и является разработчиком закона «Об авторском праве и смежных правах», который, несмотря на все имеющиеся в нем пробелы и противоречия, с гордостью возводится в ранг лучших на территории постсоветского пространства. При этом абсолютно неважно, что за 20 лет своего существования закон так и не смог должным образом урегулировать сферу коллективного управления имущественными правами, сформулировать ясные и понятные всем термины и определения, разработать универсальный и справедливый механизм расчета ставок вознаграждения.

На закономерный вопрос, почему интересы ТОО «Web content» представляет РОО «КОУПИС», ответ прост. Дело в том, что в 2009 году была уточнена и изменена норма, согласно которой от уплаты госпошлины по искам, связанным с интеллектуальной собственностью, освобождены только авторы, исполнители и организации, управляющие авторскими правами на коллективной основе. Подав иск через КОУПИС, Web content избегает уплаты госпошлины в размере 3%. А если учесть, что предъявляемые иски тянут на миллионы долларов, то представляете, какие суммы уходят мимо бюджета Казахстана.

Вообще, менеджмент компании Web content, судя по всему, старается экономить во всем: к примеру, ТОО зарегистрировано на территории специальной экономической зоны «Парк инновационных технологий» в поселке Алатау – это своего рода казахстанская Кремниевая долина. Кластер, если верить информации на официальном сайте, представляет собой «профессиональную среду для развития востребованных бизнесом инноваций на основе взаимовыгодного взаимодействия бизнеса, стартапов, инвесторов, учебных и научно-исследовательских учреждений».

А руководство СЭЗ презентует Web Content как компанию, работающую «в области компьютерного программирования, услуги по проектированию и разработке программ прикладных, оригиналы программных обеспечений прочих и услуги по обработке сайтов в интернете». Хотя, по официальным данным, профиль ТОО – это оптовая торговля широким ассортиментом товаров без какой-либо конкретики. Впрочем, это не мешает ему иметь льготные условия аренды и выкупа земельных участков плюс налоговые преференции.

Где предел аппетитам?

Но вернемся, как говорится, к нашим баранам, то бишь к судебным искам ТОО «Web Content». В сезоне 2015 года «охота» уже пошла по-крупному – требования возросли до миллиардных сумм и по принципу «одиночного отстрела» были предъявлены к одному оператору кабельного телевидения – «Алма ТВ».

Суд усмотрел в видеоклипах, являющихся аудиовизуальными произведениями (то есть объектами авторских прав), фонограммы исполнений (!) – а это уже объекты смежных прав. Как такое возможно, если в действующем законодательстве указано: фонограмма – это звуковая запись исполнений за исключением записи, включенной в аудиовизуальное произведение? Однако суд признает, что кабельный оператор «Алма ТВ» использовал именно фонограммы и «в соответствии с требованиями разумности и справедливости» решает взыскать компенсацию в сумме 89 млн тенге, то есть 1000 месячных расчетных показателей (МРП) за одну фонограмму. Остается только удивляться невероятной логике судьи Камилы Салимбаевой, ее чувству справедливости и разумности.

«Пристрелявшись» в 2015 году, Данияр Балиев и Арман Кенжебаев, видимо, поняли, что ими выбрано верное оружие и подобран правильный калибр. В 2016 году был подан иск к ТОО «AlaСast» о взыскании денежной компенсации в размере 1,75 млрд тенге. Суд выносит решение о взыскании всей суммы компенсации.

Сезон «охоты» 2017-2018 года ознаменован новым иском к «АлмаТВ», на этот раз на сумму, превышающую двухмиллиардный рубеж в тенге – 2,18 млрд. На какой-то момент показалось, что здравый смысл возобладал, когда судья СМЭС г. Алматы Сауле Басканбаева отказала в иске, выразив четкую правовую позицию, что «ответчик осуществляет исключительно функцию доведения телеканалов, будучи лишь технической средой, до потребителей/абонентов». Впервые с 2015 года были признаны факты наличия исчерпания прав интеллектуальной собственности на уровне телеканала и установлено, что оператор телевещания не является пользователем данных прав (объектов интеллектуальной собственности), а двойные сборы незаконны.

Но позже все вернулось на круги своя, когда Алматинский городской суд отменил решение СМЭС г. Алматы и издал постановление об удовлетворении требований истца. В конце апреля 2018 года во исполнение этого решения наложен арест на все имущество «Алма ТВ».

Восемь «друзей» КОУПИС

Аппетиты, как видим, стали расти в геометрической прогрессии. Причем все эти суммы «набежали» всего лишь за полгода вещания (!). Сейчас общая сумма денежной компенсации составляет примерно более 11 млн долларов США. Очевидно, что это только начало, и конец аппетитам Балиева и его сотоварищей придет с полным исчезновением операторов телевещания на рынке.

А ждать этого не так долго, ведь в Казахстане, по информации Министерства юстиции РК, аккредитовано девять (!) организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе. Это Казахстанское авторское общество (КазАК), Авторское общество «Абырой», Союз авторов песен (САП), Исполнители казахских песен (ИКП), Некоммерческая организация по защите авторских и смежных прав «Аманат», Национальный союз правообладателей (НСП), Евразийский союз правообладателей, Ассоциация производителей фонограмм и знакомое нам Казахстанское общество по управлению правами интеллектуальной собственности (КОУПИС).

К примеру, в той же России, которая в десятки раз превышает Казахстан по объему внутреннего рынка, в сфере авторских прав аккредитованы всего две организации – Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС) и Российское авторское общество (РАО). Первая отвечает за сбор и распределение вознаграждения в пользу исполнителей и изготовителей фонограмм, а вторая – в пользу авторов.

«Магия» Данияра Балиева

Вообще, история с судебными исками против операторов кабельного телевидения говорит прежде всего о том, что в погоне за легкой наживой молодая поросль управленцев, прикрытых влиянием и авторитетом своих родителей, способна разрушить все на своем пути.

Причем рушится не только цивилизованный рынок, но и «спускаются в канализацию» поручения Елбасы по продвижению государственной идеологии, к примеру, программы «Рухани жаңғыру». Неоднократно общественность республики била тревогу по поводу нарастающей угрозы национальной безопасности, констатируя факт погружения казахстанских телезрителей в информационную и идеологическую повестку других стран. В ответ на это руководство страны приложило немало усилий для создания и распространения через легальные каналы телекоммуникаций собственной идеологической повестки и очистки рынка от «серых» тарелок и пиратского телевидения. И когда этот титанический труд начал приносить плоды, деятельность отпрысков представителей правящей элиты ставит под угрозу существование самого рынка услуг кабельного телевидения.

Удорожание абонентской платы может привести к оттоку потребителей обратно в сферу «серых» спутниковых тарелок. К тому же результату приведет и разорение кабельных операторов, не способных потянуть миллиардные выплаты – информационный вакуум будет непременно заполнен чуждой идеологией, поскольку отечественные телеканалы утратят единственную имеющуюся у нее среду распространения.

В отличие от устоявшейся международной практики, последние казахстанские судебные решения, рассматривающие отношения между правообладателями и телеканалами, а также телеканалами и операторами телевещания, коренным образом меняют характер таких отношений, принятых во всем мире. Вместо выполнения технических функций по передаче контента операторы телевещания признаются его пользователями. Это противоречит как международной практике, так и внутреннему закону Республики Казахстан «Об авторском праве и смежных правах», поскольку отныне операторы наделяются не свойственными им функциями. Можно не сомневаться, что эта практика послужит основанием еще не одной порции язвительных комментариев в международных СМИ.

Двойные стандарты, применяемые судами в зависимости от формы собственности, иных незримых факторов и обстоятельств, стали для Казахстана обычной практикой. К примеру, в 2013 году по делу в отношении национального оператора телерадиовещания АО «Казтелерадио» (100% участия государства) суд справедливо принял решение, что всю ответственность за правомерность использования объектов авторских и смежных прав несет телеканал единолично, а оператор телерадиовещания является только технической средой передачи сигнала телеканалов и не вносит изменений в их содержание. Почему же теперь в отношении частных компаний алматинские суды принимают совершенно противоположные решения? Куда делись закрепленные в Конституции страны принципы равенства всех перед законом, равной защиты государственной и частной собственности?

Редакция ИА Total.kz со своей стороны адресует эти вопросы Верховному суду, в связи с чем готовит соответствующий запрос. Об ответе или отсутствии оного мы обязательно сообщим нашим читателям.

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×