Топ-100 Перспективы Конвенции о правовом статусе Каспия — экспертное мнение
  • 24 апреля, 20:53
  • Астана
  • Weather icon +8
  • 443,85
  • 474,3
  • 4,8

Перспективы Конвенции о правовом статусе Каспия — экспертное мнение

Фото: Акорда

Экономика, экология и инвестиции.

Кульминацией Пятого каспийского саммита и 22-летней кропотливой работы стало подписание Конвенции о правовом статусе Каспийского моря. Казахстанские эксперты в интервью PrimeMinister.kz поделились своим мнением о документе и открывающихся перспективах развития Каспия.

В ходе пленарного заседания Пятого каспийского саммита глава государства Нурсултан Назарбаев отметил, что каспийский регион обладает уникальной историей и многообразной культурой. Здесь сосредоточены значительные человеческие ресурсы и богатейшие природные запасы. Море также имеет важное геополитическое значение в силу своего выгодного расположения.

Конвенция о правовом статусе Каспийского моря — это основополагающий документ, который создает новый, отвечающий современным требованиям и нацеленный на дальнейшую интенсификацию всестороннего взаимодействия прибрежных стран правовой режим Каспийского моря. 

О том, какая была проведена подготовительная работа, об исторической важности подписанной конвенции и о предстоящей дальнейшей работе в эксклюзивном интервью рассказал заместитель директора Казахстанского института стратегических исследований при президенте, д.п.н. Санат Кушкумбаев.

Так, по его словам, Актауский саммит — это историческое событие для стран Прикаспийского региона. Принятие конвенции относительно Каспийского моря закладывает международный правовой фундамент крупного водоема.

Как отметил С. Кушкумбаев, собственно сам процесс выработки компромиссной выгодной для всех сторон конвенции потребовал максимум усилий дипломатов всех стран, то есть на протяжении 22 лет шел переговорный процесс.

С момента создания специальной рабочей группы в 1996-м было проведено 52 заседания, восемь встреч министров иностранных дел.

«Вполне очевидно, что все стороны переговоров пересмотрели свои позиции, что было необходимо для достижения консенсуса. По сути конвенция и ее принятие оставляет в выигрыше все пять прикаспийских государств, которые смогут в своей юрисдикции на многостороннем уровне решать вопросы разработки нефтяных и газовых месторождений, транзита энергоресурсов, в том числе прокладки трубопроводов по дну Каспийского моря, пользования биоресурсами, сохранения экологической среды в регионе, то есть очень важно, что в дальнейшем государства обязуются решать все возникающие вопросы, которые сейчас стоят на повестке дня, на основе принятой конвенции», — отметил заместитель директора КИСИ.

Важным аспектом он назвал то, что конвенция является своеобразной «конституцией Каспийского моря».

«Мы изначально придерживались позиции секторального разграничения дна, а водное пространство может делиться с несколько другим правовым режимом. Эта комбинация говорит о том, что Каспий — уникальный водоем», — сказал эксперт С. Кушкумбаев.

Также он отметил, что следующим этапом предстоит на уровне специально созданного пятистороннего механизма консультаций разработать и согласовать проект соглашения, касающийся методики установления прямых исходных линий. Эксперты будут вести технические переговоры, главный политический документ предрешен, и это очень важное достижение Актауского саммита и огромный успех всех пяти стран.

«Безусловно, это очень важное историческое событие, которое усиливает вопросы, укрепляет региональную и международную безопасность в этом обширном регионе, снимает многие вопросы и озабоченности, которые были у прикаспийских государств с точки зрения сотрудничества, усиливает вопросы, связанные с судоходством, транзитным потенциалом, влияет на торгово-экономическое взаимодействие, улучшение инвестиционного климата в целом в регионе и прилегающих к нему странах Каспийского бассейна. Конвенция дает четкий сигнал и правовой фундамент, на основе которого будут регулироваться все другие вопросы многостороннего характера», — считает С. Кушкумбаев.

В ходе брифинга для представителей средств массовой информации глава государства Нурсултан Назарбаев рассказал, что конвенция создает эффективную юридическую базу для сотрудничества прибрежных стран по широкому спектру направлений и определяет основополагающие принципы деятельности каждой из сторон.

Чтобы подробнее узнать о том, какие возможности открываются с учетом принятой конвенции, и главное — в каких секторах экономики, корреспонденты PrimeMinister.kz обратились за комментарием к заместителю директора Библиотеки Первого Президента РК — Елбасы Гульзат Кобеновой.

По ее словам, Конвенция о правовом статусе Каспийского моря открывает новые возможности сотрудничества, начиная от добычи и транспортировки энергоресурсов до согласования в области экологии и безопасности.

«На региональном уровне это будет способствовать сближению не только прикаспийских государств, но и стран Центральной Азии. На глобальном уровне — даст возможность сопряжения национальных программ развития прикаспийских государств с предложениями ведущих держав мира», — сказала эксперт.

К тому же, как подчеркнула Г. Кобенова, расширяется ресурсно-транспортный потенциал прикаспийских государств в транспортировке углеводородов, собственной продукции и транзитных товаров как на европейские, так и на азиатские рынки.

«Примечательно, что на Актауском саммите также подписан ряд документов по важным направлениям сотрудничества, включая вопросы формирования международно-правовой базы экономических отношений в сферах промышленности, торговли, туризма и других отраслях экономики. Все это говорит о том, что страны «каспийской пятерки», реализуя свои национальные интересы на Каспии, руководствовались как геополитическими мотивами, так и интересами экономической целесообразности», — добавила она.

Следует отметить, что в ходе саммита в целях обеспечения интересов прибрежных государств в сфере безопасности президенты подтвердили необходимость разработки и принятия согласованных мер доверия на Каспии в области военной деятельности на море.

Так, президенты приветствовали подписание протоколов о сотрудничестве в области борьбы с терроризмом, организованной преступностью, о взаимодействии пограничных ведомств к Соглашению о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспийском море от 18.11.2010 г., направленных на противодействие актуальным вызовам и угрозам, а также на пресечение противоправной деятельности.

В этой связи о значимости конвенции не только для экономического и экологического секторов, но и для военной деятельности на море корреспонденты Primeminister.kz попросили рассказать директора Института дипломатии Академии госуправления при Президенте РК Ануара Аязбекова.

А. Аязбеков отметил, что успех конвенции, в первую очередь, будет зависеть от правоприменения. Однако, тем не менее, сам факт подписания конвенции в казахстанском Актау уже дает Казахстану определенные имиджевые выгоды.

«Президент Назарбаев войдет в историю как политик, приложивший неимоверные усилия для подписания конвенции и сопутствующих документов. Теперь Конвенция о правовом статусе Каспия всегда будет ассоциироваться с Казахстаном и Назарбаевым, который вполне справедливо назвал конвенцию «конституцией Каспийского моря», — сказал Ануар Аязбеков.

Кроме того, А. Аязбеков считает, что Казахстан получает большую свободу действий, больше простора для инициативы и заключения различных сделок со своими потенциальными партнерами (в том числе по прокладке трубопроводов по дну Каспийского моря).

«Во-первых, конвенция дает Казахстану и всем странам Каспийского региона гораздо бóльшую стабильность и предсказуемость в плане военной безопасности, так как подписанты конвенции договорились о неприсутствии на Каспии вооруженных сил, не принадлежащих сторонам (безусловно, данное положение — явный выигрыш для России и Ирана). Не забудем также, что подписавшие конвенцию прикаспийские государства договорились подписать отдельный пятисторонний договор о согласованных мерах доверия в области военной деятельности», — сказал директор Института дипломатии.

Во-вторых, важное значение имеют договоренности о сотрудничестве прикаспийских государств в сфере борьбы с терроризмом и организованной преступностью.

В-третьих, появилась надежда, что, благодаря разграничению акватории Каспийского моря на зоны с различными режимами, быстрее и эффективнее будут решаться вопросы торгово-экономического, энергетического и транспортно-логистического сотрудничества, экологии, туризма и т.д.

В ходе саммита президент Казахстана также отметил, что конвенция является основным всеобъемлющим документом, регулирующим права и обязательства сторон в отношении Каспийского моря, включая его воды, дно, недра, природные ресурсы и воздушное пространство. Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что конвенция открывает широкие перспективы для укрепления мирного сотрудничества на Каспии. Кроме того, в контексте дальнейшего развития инвестиционного взаимодействия и реализации проектов в энергетической и геологоразведочной сфере президент Назарбаев констатировал, что необходимо в полной мере использовать возможности конвенции и подписываемых документов.

Комментируя важность принятого документа, доктор политологии, директор Института современных исследований Евразийского национального университета им. Л. Гумилева Мухит-Ардагер Сыдыкназаров отметил, что принятие конвенции будет означать совершенно новый этап историко-политического, экономического развития сотрудничества на Каспии. В будущем портфеле переговоров прибрежных государств конвенция будет всегда тем документом, к которому будут апеллировать и на который будут ссылаться.

«Конвенция даст нашим будущим поколениям четкую политико-правовую определенность в отношениях с прибрежными государствами. А также с ней будет фактически решен раз и навсегда вопрос всех сухопутных и морских границ Казахстана», — сказал эксперт.

Как отметил Мухит-Ардагер Сыдыкназаров, в экономическом плане Каспий — это 70 милиардов баррелей нефти, 15 триллионов кубометров газа.

«Каспий сейчас — это уже новый Каспий. Каспий советского времени по углеводородной добыче был, скорее, маргинальным. Появление же трех новых суверенных государств естественным образом усилило конкуренцию на Каспийском море. Для нас Каспий — это то же самое, что Персидский залив для стран Залива — арабских монархий и Ирана, Мексиканский залив для США и так далее. Спокойствие и предсказуемость в дальнейших решениях в экономической, экологической сферах — вот что дает конвенция», — подчеркнул М.-А. Сыдыкназаров.

После принятия Конвенции о правовом статусе Каспия, вкупе с суплементом к Тегеранской конвенции о трансграничном взаимодействии, саммит можно назвать одним из успешных, а Астана получит бонусы успешного негоциатора и медиатора процессов.

На вопрос «Что же даст подписание долгожданной конвенции?» эксперт ответил, что многие инвестиционные проекты не могли не только развиться, но и вообще начаться по причине правовой неопределенности.

По его словам, неясность — всегда конфликтна и непредсказуема. Тем более если это касается границ, неважно — на суше или на воде.

«Поэтому юридическая ясность, «где чье» и «что кому принадлежит», позволит инвесторам работать в потенциально неконфликтном как политически, так и юридически поле. Более того, это зеркально отразится в национальных законодательствах каспийских государств, повысив ответственность каждого прибрежного государства за правильное и безопасное использование недр Каспия в своей части моря, обеспечивая возможность эффективного правового регулирования такой деятельности на основе национального законодательства, скоррелированного с конвенцией. При этом доля самостоятельности каждого государства в своей зоне наверняка будет приоритетна и будет оговорена», — сказал М.-А. Сыдыкназаров.

Также он считает, что правовая определенность подвигнет государства к более точечному и активному решению экологических проблем на Каспии.

«Часть экологических проблем уже на повестке дня, часть — может осложнить экосистему моря уже в среднесрочной перспективе всерьез и надолго. Правовое поле для Каспия позволит ограничить чрезмерную, не регламентированную эксплуатацию биологических ресурсов, приступать к регенерации редких видов, в том числе и из Красной книги, практически совместно защищать биоразнообразие этого красивейшего мирового водоема, снизить порог уязвимости уникальной экосистемы Каспия, где много эндемичной флоры и фауны», — отметил политолог.

В завершение М.-А. Сыдыкназаров подчеркнул, что принятие Конвенции о международно-правовом статусе Каспийского моря позволит решить вопросы безопасности каспийских государств.

«Подписание конвенции — это вопрос спокойного, стабильного развития Каспия, прибрежных государств, политико-правовой военной, экономической ситуации на этом уникальном море. Это также вопрос престижа официальной Астаны, принимающей в этом году саммит, и ясно, что Казахстан хочет войти в историю как место, где была принята эта историческая конвенция», — подытожил М.-А. Сыдыкназаров.

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×