Коррупционные риски в сфере транспортного контроля выявил Антикор
Выявлены 54 оператора, выдавших в прошлом году 435 тысяч фиктивных диагностических карт.
Результаты анализа коррупционных рисков в сфере транспортного контроля обсудили руководства Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК и Агентства по противодействию коррупции, сообщает Total.kz.
Как заявил руководитель 1-й службы Агентства Мурат Ахметов, целью проведенного анализа является помощь в выстраивании эффективной и целевой системы развития и формирования современной транспортной инфраструктуры Казахстана.
По результатам анализа в комитете транспортного контроля подготовлено более 100 рекомендаций по устранению причин и условий, способствующих коррупции.
В своем выступлении Ахметов отметил, что в сфере транспортного контроля наблюдается высокая подверженность коррупции, практически во всех направлениях выявлены коррупционные риски.
Первое направление: недостаточная автоматизация контроля и оказываемых услуг.
Комитетом не обеспечена автоматизация контроля, что способствует манипулированию данными и уводу виновных лиц. В итоге 90% транспорта остается вне госрегулирования, а ежегодные потери бюджета в виде сбора и штрафов могут составлять более 10 миллиардов тенге.
Махинации с иностранными бланками разрешений, 5 группами получено 2 тысячи разрешений, возвращено в инспекцию всего 4%, что свидетельствует о их перепродаже.
Выявлены 54 оператора, выдавших в прошлом году 435 тысяч фиктивных диагностических карт.
Это стало возможным из-за несовершенства автоматизации и информационных систем.
Второе направление: несовершенство системы субсидирования железнодорожных перевозчиков и обеспечения безопасности судоходства.
Конкурсы по определению перевозчиков проводятся по бумажным заявкам. Субсидии выплачиваются на основании прогнозных показателей. В итоге перевозчики «подводят» свои затраты под прогнозные суммы, завышая статьи расходов.
В целях обеспечения безопасности судоходства РГКП «Қазақстан су жолдары» ежегодно выделяется по 9 миллиардов тенге, при этом отсутствует надлежащий расчет необходимости этих средств.
Третье направление: необеспечение ответственности руководящего состава комитета и инспекций за провалы в вопросах профилактики коррупции.
Безнаказанность руководителей создает условия для коррупции. Практически при каждом руководителе совершены коррупционные преступления со стороны его подчиненных, были и провалы в работе, при этом должных мер руководством министерства к ним не принято.
Четвертое направление: неправильные критерии оценки комитета и инспекций.
Работа ориентирована на борьбу с последствиями — количество привлеченных лиц, взысканных штрафов и сборов, без концентрации на профилактику правонарушений.
В свою очередь вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Алмаз Ыдырысов отметил заинтересованность министерства в минимизации возможностей для коррупции в сфере транспортного контроля.
По договоренности сторон было принято решение о проведении широкомасштабного обсуждения итогов анализа в августе текущего года с участием общественности и различных ассоциаций.