Бездомные смертники: уничтожение бродячих животных в РК ведется в «промышленных» масштабах Эксклюзив
В Казахстане ежегодно уничтожается примерно 350 тысяч бродячих животных. В 2016 году на отлов, ликвидацию и утилизацию собак и кошек было потрачено более 800 млн тенге, в 2017 – почти миллиард.
О казахстанских бродячих животных заботятся волонтеры и добровольцы, государство же редко проявляет подобное милосердие, предпочитая решать проблему по старинке, испытанными методами – умерщвлением и утилизацией. Редакция Total.kz попыталась разобраться в этом вопросе.
Собака бывает кусачей
В городах проблема бродячих собак была актуальной всегда. Особенно с учетом того факта, что государство какой-то прорывной и современной политики в этом отношении не ведет и предпочитает не прививать и стерилизовать животных, а ликвидировать их. Долгие годы во многих странах бывшего СССР вопрос решали самым простым и кровавым способом – отстреливали. В России отстрел запрещен официально с 1999 года, однако до сих некоторые подрядные организации грешат применением самого дешевого метода устранения проблемы. В Казахстане прописано, что животных необходимо усыплять медикаментозным способом, но в правилах некоторых областей подобная конкретика опущена. Так что сейчас достоверно нельзя утверждать, что собак и кошек в отдельно взятых городах не отстреливают или не удавливают железным тросом. Более того, почти все отечественные подрядчики «по очистке» заточены на поимку и уничтожение наших четвероногих братьев.
Борьба с бродячими животными – проблема не только городов и стран третьего мира. В успешной и цивилизованной Европе также постоянно принимаются проекты и программы для максимально гуманного решения вопроса. Наиболее успешным принято считать опыт Турции, где государство отлавливает бродячих животных, прививает, стерилизует, чипирует и выпускает обратно на улицы городов, где они мирно сосуществуют с людьми.
Главная опасность, которую представляют бродячие животные – это болезни, которые они разносят, и одна из них – бешенство. Только по официальной статистике, количество пострадавших казахстанцев исчисляется тысячами. Однако, по мнению волонтеров, «ловцы» борются со следствием, а не с причинами, оперируя вовсе не нормами санитарно-эпидемиологической обстановки. В первую очередь отлавливаются и уничтожаются наиболее доверчивые особи.
Наша редакция в течение нескольких месяцев собирала ответы на запросы о том, сколько выделяется средств на отлов и чипирование бездомных собак и кошек в областях и крупных городах Казахстана. Оказалось, что большинство работников профильных департаментов акиматов попросту не понимают современных тенденций, а руководствуются принципом «найти и уничтожить».
Отлов осуществляется в соответствии с общепринятыми правилами – ни в одном населенном пункте не применяется отстрел животных за исключением тех случаев, когда животное представляет прямую опасность для окружающих (агрессивное поведение, симптомы бешенства и т.д.). Также отлов запрещен на глазах у детей и в общественных местах. Тем не менее ликвидацию животного на месте можно теоретически списать на агрессивное поведение и угрозу для окружающих по какой бы то ни было причине. Известны случаи, когда братьев наших меньших уничтожали «без суда и следствия» из огнестрельного оружия. Достаточно вспомнить просто вопиющий случай, который произошел в октябре этого года в поселке Косшы под Астаной. Местные жители даже написали заявление в ДВД о «странных» действиях сотрудников ветеринарных служб, стреляющих по собакам из ружей на глазах у изумленных детей. Однако полицейские не увидели в этом ничего предосудительного, заявив, что процедура уничтожения проходила по всем правилам – животные поражались инъекционными дротиками из пневматической винтовки.
Организации, занимающиеся отловом (участвуют в конкурсе госзакупок), используют, по информации акиматов, сачки марки «СЛ-Сачок-ловчий», петли и пневматические ружья, заряженные дротиками с усыпляющим веществом «Аделин».
Спецсредства для отлова животных
По утвержденным правилам, отлову подлежат кошки и собаки, находящиеся в общественных местах без сопровождающих лиц, кроме оставленных временно владельцами на привязи. Стоит отметить, что ухоженные и породистые животные содержатся в отдельных вольерах до обращения владельцев или до передачи в «хорошие руки». Далее отловленные животные поступают в изоляторы временного содержания. С этого момента для бродячих собак и кошек начинается обратный отсчет – в изоляторах их держат максимум три дня, а затем усыпляют. После этого их утилизируют в городских скотомогильниках или же в так называемых биотермических ямах «Беккари».
Почем собачья смерть?
Изоляторы временного содержания для собак – это практически камеры смертников. Считанным единицам удается дождаться тут своих хозяев. В 2016 году по всему Казахстану был возвращен 651 питомец из 362 тысяч отловленных животных – то есть менее 0,2 процента, причем подавляющее большинство возвращенных животных приходится на Алматы. Единицы домашних любимцев возвращаются хозяевам в ЮКО, ВКО и Астане, в остальных областях уничтожается все отловленное поголовье.
Цифры по уничтожению не могут не шокировать. Более 360 тысяч животных было отловлено и уничтожено в 2016 году, а из местных бюджетов выделено на это порядка 800 млн тенге. За неполный 2017 год уничтожено более 270 тысяч животных, а выделенная сумма на процедуры отлова, умерщвления и утилизации составляет более 910 млн тенге. Лидером по вынесению смертного приговора для бездомных животных стала Южно-Казахстанская область: в 2016 году здесь уничтожено 92 733 особи, а за первое полугодие 2017 года – 86 692.
Путем несложных расчетов можно понять, что бюджетные средства, выделяемые на решение проблем с бродячими животными, с каждым годом существенно возрастают. Зависит это от повышения стоимости спецсредств, горючего и т.д.
Возникает естественный вопрос: как найти ту самую золотую середину между экономической целесообразностью, безопасностью и гуманностью? Для этого тоже важно оперировать цифрами. Например, по данным, предоставленным нам акиматом Астаны, стоимость отлова одной собаки и ее транспортировки до изолятора – 1633 тенге, содержание обходится в 153,2 тенге в день, утилизация – 548 тенге. Итого без малого 2640 тенге на одну особь. При этом стерилизация одной собаки стоит 8500 тенге, а кошки – 4500 тенге.
Возникает вопрос: а кто и в какой степени осуществляет контроль над процессом отлова, уничтожения и утилизации бродячих собак и кошек? Не получается ли так, что, пользуясь бесконтрольностью процесса, в отдельно взятом городе заинтересованные лица и аффилированные компании попросту подгоняют цифры и формально отчитываются за проделанную работу? Наверное, не все представляют себе, насколько опасным может быть столь наплевательское отношение к такой серьезной проблеме.
Безусловно, в Казахстане пытаются минимизировать применение варварских способов. Однако вся тяжесть ложится на плечи различных волонтерских организаций и частных фондов, действующих на основе государственно-частного партнерства. Суммы, выделяемые из государственной казны на стерилизацию и чипирование животных, несопоставимы со средствами, выделяемыми на их уничтожение.
Положительная динамика наблюдается только в Астане, Алматы и Балхаше, где решили переосмыслить борьбу с бездомными четвероногими. К примеру, в южной столице планируют построить производственную базу с питомником для содержания животных, соответствующую всем требованиям. Для этого выделен один гектар земли в Алатауском районе мегаполиса, в ближайшее время будет рассматриваться выделение денежных средств для строительства и разработки проектно-сметной документации.
Экстремальное блюдо из питомца
И тут мы переходим к совсем уж лирическому отступлению. Как известно, в Казахстане не существует ГОСТа на собачье мясо. Тем не менее фактически в любом казахстанском городе есть корейские рестораны, где мясо собак свободно подается в вареном и жареном виде – было бы желание. А желающих в Казахстане отведать экзотическое блюдо хоть отбавляй – отчасти из-за полумифических рассказов о целебности собачьего мяса, отчасти – из-за высоких вкусовых качеств некоторых блюд.
Эксперты утверждают, что вероятность заразиться серьезной болезнью, употребив в пищу собачье мясо, очень высока. Это совершенно естественно – если в Южной Корее мясо проходит тщательный санитарный контроль, то в Казахстане процесс его доставки и реализации полностью «черный». Выращивание собак для кулинарных нужд в промышленных объемах у нас не практикуется, соответственно, все мясо в рестораны идет из подворотни. С огромной долей вероятности – это бездомные, не привитые, больные животные. И еще неизвестно, насколько подрядчики добросовестно утилизируют умерщвленных животных – всегда есть соблазн сдать подходящую тушку в кафе по вполне приличной цене.
Впрочем, поедание собак в Казахстане давно перестало быть делом отдельно взятого этноса. В конце прошлого года многих поразила публикация на сайте газеты «Алаш айнасы», в котором мясник Есим Аскарулы поведал, что казахи заготавливают собачье мясо на согым.
«Кто-то действительно ест мясо собак из-за нужды, а другие – в качестве лечения. Мы каждую неделю ловим и режем собак. И мясо зарезанного животного сейчас же расходится, его практически невозможно отличить от мяса скота. Из него готовят самый настоящий казахский куырдак, очень вкусно получается. Недавно на помойке обнаружил собачью шкуру и голову, мяса нет. И едят это мясо казахи, потому что в округе не проживают представители других национальностей. Мясо на базаре нынче дорого, нужно кормить семью. Мы никому особо не распространяемся об этом, хотя знаем, кто именно ловит здесь собак», – рассказал мясник.
Бродячая собака поедает своего собрата. Алматы
Таким образом, проблема с бродячими животными в Казахстане стоит очень остро. Пока государство пытается решить ее архаичными и неэффективными методами: все ведь слышали о законе выживания видов – чем больше особей погибает, тем больше рождается. Регулирование поголовья бездомных собак и кошек должно происходить с применением положительного опыта других стран, включая стерилизацию и уничтожение кормовой базы (стихийные базары и помойки), и с привлечением к этому широких слоев общества.
В конце концов, это ведь братья наши меньшие.
А о братьях принято заботиться.