Топ-100 Кереку или Коряков — вновь потребовали вернуть исконное название Павлодару
  • 14 ноября, 07:10
  • Астана
  • Weather icon -9
  • 389,34
  • 428,78
  • 6,05

Кереку или Коряков — вновь потребовали вернуть исконное название Павлодару

Фото: zaim-inkar.kz

Журналист разоблачает версии лжеисториков о происхождении слова «Кереку» и требует вернуть историческое название Павлодару.

Специальные удостоверения для казахов, живущих за рубежом, как обойтись без тостов на тое, Кереку или Коряков, почему поэт раскритиковал муллу на похоронах — такие темы волновали казахскую прессу и ее читателей, сообщает Total.kz.

Зарубежные казахи получат спецудостоверения

В Казахстане готовится госпрограмма по поддержке казахских диаспор за границей, сообщает портал Arasha.kz со ссылкой на Талгата Адуова, первого вице-президента фонда «Соотечественники».

«Программа, подготовка которой будет завершена весной 2020 года, предусматривает изготовление специального удостоверения для этнических казахов по всему миру. Документ даст всем казахам пользоваться правами на равных с гражданами Казахстана. Они будут иметь право, к примеру, создавать общественные организации, голосовать, а также участвовать в мирных митингах и собраниях. Весной следующего года планируется также проведение форума фонда «Соотечественники». Цель организации — поддержка соотечественников за рубежом, объединение казахских диаспор и усиление роли Всемирной ассоциации казахов», — сказал Талгат Адуов на межрегиональном казахстанско-российском бизнес-форуме, прошедшем в Омске.

Как провести казахский той без тостов

Представители национальной интеллигенции выступают за новый формат тоев, пишет Sputnik Казахстан.

Народ устал от однообразия, но, чтобы сменился формат нынешних тоев, нужно время, считает писатель и драматург Толен Абдик.

«Для этого должно смениться поколение, сейчас многое основано на старых привычках. Дают слово всем гостям, все хотят что-то сказать, а гости от этого устают. Музыка очень громкая, хочется просто посидеть, поговорить, но такой возможности нет. Тамада весь вечер не смолкает, говорит заученные фразы. Все это звучит фальшиво», — говорит он.

Между тем глава Союза писателей Казахстана Улыкбек Есдаулет рассказал, что уже проводил семейное торжество в новом формате.  

«Мы провели узату-той дочери без тостов. Все хорошие пожелания говорил тамада. Никто из гостей не имел претензией, что ему не дали слово. Один из них даже сказал, что ему понравилось, но сам бы он не решился устроить подобный той, потому что родственники обиделись бы», — сказал он.

Кереку вам не Коряков!

Информационный портал Abai.kz публикует точку зрения журналиста Армана Кани, который опровергает устоявшееся мнение о происхождении названия Кереку.

«Уже не первый год говорится о переименовании городов Павлодар и Петропавловск, придании им исконных казахских названий. К примеру, переименовать Павлодар в Кереку. В связи с этим появились лжеисторики, которые пытаются этому названию придать русское происхождение. Они считают, что слово «Кереку» произошло от фамилии Коряков, человека, якобы в начале XVIII века переехавшего из России в местность, которая позднее стала городом Павлодаром. По их версии, в 1720 году форпост, возведенный русскими военными, был назван в его честь Коряковским. Но эти горе-историки не могут точно сказать, кем был Коряков, приезжал ли он сюда, вообще был ли в истории такой человек?

Между тем доктор исторических наук Жамбыл Артыкбаев привел доказательства того, что Коряков существовал лишь в легендах. На «Чертежной книги Сибири» место, где был построен форпост, значится как «Коряков Яр», что означает не русскую фамилию, а «Кереку жар». Это и есть старое название города Павлодара. Слово «кереку» на тюркских языках означает «дом», «кереге» — это название местности, которое появилось еще в средние века. Поэтому, не оглядываясь ни на кого, наши власти должны решиться и вернуть историческое название городу, названному в честь Павла», — пишет он.

Зачем на похоронах муллы читают лекции?

Казахский поэт Тыныштыкбек Абдикакимулы раскритиковал священнослужителей, превращающих жаназа в лекции, говорится в материале интернет-ресурса Skifnews.kz.

Зачем людям в такие моменты, когда у них горе, читать проповеди и отнимать время тех, кто их слушает, возмутился он.

«Недавно был у одних родственников на похоронах. Как обычно перед выносом тела традиционная «лекция» приглашенного муллы, которая началась со слов: «Женщины, уйдите отсюда!». Я промолчал. Съездили на кладбище, предали покойника земле, на поминальном обеде мулла взобрался на сцену и опять начал нравоучения говорить, его речь затянулась дольше обычного, люди из долга вежливости молча кивают головами. Смотрю на муллу: на лице не отражается ни капли сочувствия, оно лоснится от жира, презрительным взглядом окидывает всех вокруг, как глупцов, говорит, словно сам побывал на том свете и знает, какие наказания ждут грешников.

И я не выдержал. Сказал во всеуслышание, чтобы он прекратил уже свою нескончаемую «лекцию», а проповеди читал в мечети, потому что у людей горе и они хотят поделиться воспоминаниями о родственнике, а не слушать его бесконечный «шариат». Все замерли, и только один аксакал возразил. Но ничего смертельного не случилось, смутившийся мулла слез со сцены. После окончания обеда многие уже лично подходили ко мне и полушепотом выражали поддержку: мол, правильно сделал. Ничего не имею против лично этого муллы, мое возмущение было в адрес всех священнослужителей, у которых сложилась такая традиция, вызывающая у людей отторжение», — написал поэт на своей странице в соцсети.

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.