Топ-100 Мы открываем людям их сильные стороны – Жанна Тельпекбаева
  • 24 апреля, 00:57
  • Астана
  • Weather icon +8
  • 444,32
  • 473,33
  • 4,76

Мы открываем людям их сильные стороны – Жанна Тельпекбаева

Фото: ТоболИнфо

В Илийском районе Алматинской области уже девять лет людей с особыми потребностями обучают востребованным профессиям.

О том, как превратить сильные качества людей с особыми потребностями в профессию, рассказала директор политехнического колледжа «Прогресс» Жанна Тельтекпаева, передает Total.kz.

Отметим, что в районе проживают более 3000 инвалидов, которые получают социальные пособия. Списки людей с особыми потребностями предоставляются местными властями. Затем представители колледжа обходят адреса и приглашают граждан освоить новые профессии, часть из них приходят в образовательное учреждение по совету своих друзей.

На последнем августовском совещании педагогов МОН РК объявило о внедрении инклюзивного образования на всех уровнях. Среди нововведений стоит выделить получение сертификатов об окончании учебы.

«Мы уже 9 лет занимаемся обучением инвалидов. Это взрослые люди, которым больше 18 лет. Когда они к нам приходят, мы проходим с ними профориентацию, поскольку нужно обратить внимание на их сильные стороны. Человек, который не видит или плохо видит, имеет чувствительные руки и развитый слух. Они хорошо поют, хорошо слышат все оттенки. Их прикосновения изучающие, из них выходят хорошие массажисты. Мы им показываем пробный урок массажа или с ними поем. Показываем, что у них есть преимущества, что у них есть сильные стороны, которые можно превратить в профессию», – рассказывает Тельтекпаева, добавив, что часто ученики возвращаются для освоения нового навыка.

По словам директора, слабослышащие, как правило, хорошо шьют.

«Из них хорошие получаются сапожники-мастеровые, мы с ними бригадой делали ремонт в квартирах. Они хорошо пекут, хорошо выполняют работу руками. Им нравится делать что-то творческое. У колясочников хорошо получается работать программистами, наборщиками текстов, коммуникаторами», – говорит Жанна Тельтекпаева.

Каждому человеку с ограниченными способностями в колледже показывают их сильные стороны. «Мы пытаемся это развить. Как правило, к нам приходят уже взрослые люди, которые хотят работать, получать зарплату. Им дают маленькое пособие, и они приходят к нам с большим желанием работать», – рассказала глава учреждения.

Колледж также привлекает консультантов, которые помогают особым студентам открывать свое дело.

«Мы научились выращивать вешенки при помощи Аграрного университета. Поскольку студенты из сел, то ингредиентов вокруг достаточно. Они могут их выращивать, продавать или сами могут покушать», – добавила она.

Также в сельской местности актуальны профессии кондитера, швеи, парикмахера и мастера по маникюру. «Мы показываем им, обучаем, трудоустраиваем. Вначале хотели трудоустраивать их на предприятия. Однако оказалось, что рабочий план, расписание негативно сказывается на них, и они не выдерживали, увольнялись. Тогда мы перешли на другой уровень: мы начали трудоустраивать их в мелкие предприятия, где они спокойно работают», – продолжает директор колледжа.

Жанна Тельтекпаева пояснила, что обучение программированию привлекает большинство студентов возможностью освоить социальные сети, в которых каждый из них может почувствовать себя в кругу единомышленников. «Мы научили работать их с Egov, свозили их в ЦОН, научили их работать с электронным правительством. Теперь каждый из них может сам брать себе справки», – отметила Тельтекпаева.

Однако и в таком добром деле есть свои «минусы». Нередко родственники против обучения либо сами инвалиды боятся выйти из дому. Сам курс обучения занимает шесть месяцев, в течение которых они могут освоить новые навыки, вплоть до упаковки продукции и продажи товаров клиенту. Руководитель «Прогресса» напомнила, что люди с особыми потребностями очень чувствительны к фальши.

«Мы с ними играем, поем, шьем, вяжем, продаем, учим предпринимательству. Когда они только пришли, мы сами не знали, как нам поступить. И боялись, и стеснялись, и жалели их. Не скажу, что все было легко. Мы стресс «ловили» больше, чем они. Когда на Новый год глухонемые сказали, что я должна с ними танцевать, я думала, что упаду на месте. У нас шок, мы слышим, а они не слышат. Они попросили поставить колонку на пол и по вибрациям улавливали ритм музыки. Мы начали скованно танцевать, и они смеялись над нами. Они хотят, чтобы ты любил их по-честному, кто не любит, лучше не подходить. Им не нужна жалость. Я так и говорю студентам», – с улыбкой рассказала о трудностях директор колледжа.

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×