Топ-100 Противостояние казахстанского предпринимателя и семьи сенатора Мусабаева
  • 18 апреля, 16:00
  • Астана
  • Weather icon +22
  • 448,89
  • 477,93
  • 4,76

Противостояние казахстанского предпринимателя и семьи сенатора Мусабаева

Фото: Total.kz

 

Известный предприниматель Бахт Ниязов поделился опытом противостояния рейдерскому захвату, а также рассказал о том, как сложно добиться справедливости, когда твой оппонент — член семьи сенатора.

— Вы сами обратились в редакцию с предложением об интервью. Что подтолкнуло вас на этот шаг?

— Я не раз публично заявлял и даже писал в книгах и статьях – «деньги любят тишину». И я не сторонник публичных скандалов и вообще не скандальный человек. Но бывают ситуации, когда важно чем-то поделиться.

— О какой ситуации вы говорите?

 На наши бизнес-структуры оказывается давление, в том числе со стороны отдельных государственных структур. Причиной стала конфликтная ситуация с родственниками сенатора Мусабаева. Эта история началась давно. Дело в том, что у меня инвестиционный бизнес. Все время кто-то приносит проекты. В 2013 году мой друг привел интересного человека — Виктора Михайловича Морозова. Мне представили его как девелопера, создавшего когда-то коттеджный городок «Сан-Таун», и близкого родственника Талгата Мусабаева. Морозову срочно нужны были инвестиции под новый девелоперский проект. Это был городок из таунхаусов в одном из живописных мест города. Мы изучили все основательно и согласились помочь. Инвестировали около 300 млн тенге. Но таунхаусы нам так и не достроили. Сам Морозов, не возвратив деньги, уехал в ОАЭ и больше в Казахстан не приезжал. Если я не ошибаюсь, это было в начале 2015 года. Потом выяснилось, что в аналогичной ситуации оказались не мы одни, но и еще порядка 20 соседей, которые вложили деньги в строительство коттеджей в новом городке. Люди заплатили за дома, а получили взамен проблемы.

— Почему вы доверились этому человеку?

— Проект выглядел очень заманчиво. Цифры внушали доверие. Ну и была хорошая рекомендация от друзей. Да и сам Морозов – харизматичный человек.

— Кто вкладывал деньги? На какие средства был запущен проект?

— На наши собственные деньги. Наш бизнес строится на принципах прозрачности и полной самостоятельности. Одно из важных моих правил – использовать исключительно собственные инвестиционные средства, быть добросовестным партнером для тех, в кого я инвестирую.

— Почему вы сразу не обратились в органы полиции, Службу экономических расследований?

— Органы – это крайнее дело. Наша подготовительная работа по проекту была проведена таким образом, что по составленным договорам уйти полностью от ответственности было невозможно. Это то, что они явно не учли. В 2016 году мы все же нашли Виктора Морозова в Дубае. Он жил спокойно на вилле за несколько миллионов долларов, ездил на дорогих машинах и не был настроен на продолжение общения с нами. Я был вынужден рассказать про все возможные юридические последствия для него лично. И поскольку наша цель была завершить начатый проект, в который уже были инвестированы значительные суммы, я предложил решение. Наша компания выкупает все участки и самостоятельно завершает проект, а Морозов, если соглашается, в качестве бонуса может рассчитывать еще на определенное количество метров жилья в возводимых нами зданиях. Все это оформили письменным соглашением в 2017 году.

Мы сформировали новую команду, изучили рынок и придумали совершенно новый девелоперский проект – MOUNTAIN DRIVE. Это совершенно новый тип жилья для молодежи. Параллельно мы решили огромный комплекс инфраструктурных проблем: в создаваемом городке не было ни воды, ни канализации, ни газа. Электричество отключили за долги.

Результат превзошел ожидания. За считанные месяцы было забронировано 90% квартир, скорость сделок была такой, что даже некоторые близкие родственники не успели выбрать у нас квартиры. Наш проект привлек внимание ипотечников по новой программе, что очень меня вдохновило.

Наш успех стал предметом не очень доброго отношения «зарубежного партнера». Морозов и его семья решили в одностороннем порядке изменить договоренности, отправили к нам своего представителя. Они просто выставили требование: или доплатите нам $2 млн наличными, или мы отменим всю сделку. Я до сих пор так и не понял, откуда взялась эта сумма, но люди настаивали и предупредили, что могут создать проблемы, из-за которых проект встанет и все инвестиции пропадут.

— Какое давление на вас оказывалось?

— Я крайне далек от рейдерства, но за последние месяцы изучил, как эти механизмы могут работать. Есть два главных направления. Первое – это мнимые суды, подрыв репутации, попытка таким образом разрушить бизнес. Второе – провокации и попытка возбуждения уголовных дел. В какой-то момент Морозов и его родственники Мусабаевы вдруг взяли и заключили задним числом договоры с какими-то людьми, которых я не знаю, и «продали» таким образом наши квартиры. Эти «покупатели» пишут нам требования и требуют квадратные метры. Абсурд! Буквально несколько дней назад мы выиграли суд у такого «клиента». Естественно, что ни один судья в здравом уме не встанет на сторону таких покупателей. Но по факту на время суда ставится арест на участок. Таков законодательный порядок, чем пользуются наши «партнеры». Они ставят этот временный арест на участок, а кто-то анонимно начинает распространять в социальных сетях и в мессенджерах информацию о том, что якобы у нашей компании проблемы, участки все арестованы, бизнес в опасности. Клиенты начинают звонить, беспокоиться. При этом через посредников снова поступают угрозы: или плати, или будет так-то и так-то. Понимаете, как все задумано?

Или были такие забавные случаи. У нас проводится праздник – вручение первых 10 ключей жильцам. Торжественная церемония, счастливые владельцы с родными и близкими, дети, мороженое, шарики. Но тут Гульнара Мусабаева (жена В. Морозова и племянница Т. Мусабаева) и ее сыновья перекрывают своими джипами въезд в городок. Цель – просто устроить провокацию и снова создать атмосферу недоверия к нам. Люди несколько часов не могли въехать. Мы, конечно, пригласили полицию, но от них не последовало какой-либо реакции. Участковый вообще ведет себя как помощник г-жи Мусабаевой, все время ходит рядом с ней. При этом женщина спровоцировала охрану, записала это на видео и в конце концов написала заявление в полицию с жалобой на то, что ее не пустили в городок и чуть ли не избили. При том что у жены Морозова в 20 метрах от общего въезда есть свой персональный заезд в городок.

Тут начинается самое интересное. Полицейские поняли, что все это полная ерунда, но в дело вмешивается прокуратура Бостандыкского района г. Алматы, а именно прокурор Шуйкебаев. Казалось бы, это тот человек, который должен закон защищать. Но он собственноручно переквалифицировал дело из обычной бытовой ссоры в уголовную статью – хулиганство. Любой юрист скажет, что эта ссора между охраной и перегородившими дорогу соседями не может рассматриваться как хулиганство по множеству объективных причин. Мы пишем жалобу прокурору города. И что в результате? Зам прокурора господин Мамаев передает эту жалобу самому же Шуйкебаеву, на которого мы и жалуемся. Парадокс! Давление естественно продолжается. Мы пишем жалобу на это действия, но другой зам прокурора города господин Мухамадиев не увидел нарушения в том, что Шуйкебаев по решению Мамаева рассматривает сам жалобу, которую мы подаем на его же действия.

Все на самом деле понимают, что цель – очернить нас и сформировать мнение, что главный виновник в данной ситуации я, а не Мусабаевы. Что и было прямо указано в заявлении. Хотя по факту к ответственности нужно привлекать именно племянницу космонавта и ее сыновей за самоуправство. Однако какой бы ресурс сверху ни включали, а правда все равно всплывет. И в прокуратуре, и в полиции есть честные и здравые люди на местах. И благодаря этим честным людям мы знаем, кто звонил сверху, кто просил оказывать давление.

Сейчас вся эта ситуация достигла апогея. Гульнара Мусабаева в стремлении усилить давление на меня лично, пошла ва-банк и решила самовольно перекрывать дорогу к некоторым домам. По социальным сетям ходит ролик, как женщина с пакетом из «Есентай молла» строит забор прямо посередине дороги. Страдают люди, когда-то купившие у Морозова дома. Теперь к ним даже скорая не проедет. Им куда идти жаловаться? Прокурору города? Один из жильцов сам позвонил Морозову, тот сказал буквально, что подключит скоро «тяжелую артиллерию».

— Было ли вмешательство в конфликт высокопоставленного родственника?

— Сообщу лишь один факт, опровергнуть и отказаться от которого будет невозможно. Господин Мусабаев лично написал письменное обращение на имя акима Алматы, в котором обвинил меня лично в страданиях членов его семьи и потребовал изъять все мои земельные участки в пользу государства. Письмо составлено с многочисленными юридическими ошибками и с искажениями фактов и событий. Поэтому я не смог оставить это действие без внимания, написав письмо в «Нур-Отан» и в сенат парламента РК с просьбой дать правовую оценку подобным действиям. К сожалению, без результата.

Талгат Мусабаев – уважаемый человек. Мы неоднократно обращались к нему, поскольку по соседству с нашим жилым комплексом находится его земельный участок внушительных размеров. На данном участке стоит заброшенный и недостроенный дом, у которого нет никаких правовых документов: ни проекта, ни разрешений на строительство. Этот объект никак не огорожен и опасен для детей, живущих по соседству. Все это мы хотели обсудить с сенатором. Ну и конфликтную ситуацию тоже. Его представитель обещает нам встречу, но пока нет результата.

— Откуда земля и деньги у Морозова? Есть ли у него другие успешные бизнес-проекты?

— Точно не знаю. Но меня удивило, что на сайте суда мы скачали судебное решение, по которому бизнес-структура семьи Морозовых оказалась должна государству более $1 млрд. Это как-то связано с получением кредита под проект в районе Алгабас. Потом им как-то удалось через суд уменьшить эту сумму на несколько сотен миллионов. Но они все равно должны очень много. Но суть не в этом. Вы представьте, вот глава нашего государства рассказал про то, как из банков выводились деньги через кредиты. И тут такая история: люди через свои компании взяли кредиты на астрономические суммы, не вернули ни копейки, в этом замешан БТА, и вместо того, чтобы как-то уйти со сцены, они пытаются отнять недвижимость, построенную за чужой счет. Когда увидел масштаб сумм, выведенных из банков, вопрос о проживании на дорогой вилле в Дубае отпал сам собой. Еще одно: суд признает, что БТА потерпел убытки на $1 млрд, но директор и учредитель компании-заемщика – даже не подозреваемый. По моей информации, Служба экономических расследований вообще закрыла дело на Морозова. Прокуратора города готова наказать нашего охранника, но не имеет желания искать миллиардера.

Мы глубоко изучили, как у них на самом деле строится бизнес и можем выступить экспертами при расследовании. Одна их компания, где директором работает сын Морозова, собирает деньги, продает дома. Вторая, где во главе другой его сын, владеет коммуникациями, строит и собирает доходы. При этом у них свой карманный нотариус, который делает все, что они скажут. Все деньги, которые они получают от жильцов, выводятся через сделки с участками. Потом эти участки оформляют на членов семьи. Люди начинают судиться, но ничего не могут взыскать, так как компания пустая, а всеми активами владеют члены семьи. 

— Почему вы решились рассказать про этот конфликт?

— Почему мы должны всего бояться в своей же стране? Сейчас полиция и прокуратура на ровном месте пытаются привлечь к уголовной ответственности наших сотрудников. Проводится допрос в РОВД, и прямо при них делаются звонки от начальства. Мы подали жалобу следственному судье Акынову, идет заседание, в ходе которого данный судья полностью на нашей стороне, указывает на множественные нарушения следствия. Все это протоколируется. Потом прокурор уходит с ним в совещательную комнату и выносит решение в пользу прокуратуры. Мы обжалуем все это в городе, и они оправдывают действия судьи и прокурора. Но вообще по каким-то другим, никому не понятным основаниям. Мы обязательно дойдем до председателя Верховного суда господина Асанова, потому что мы знаем о его принципиальной позиции по таким решениям судов. Но у меня вопрос – неужели МВД и прокуратуре нечем больше заниматься? Столько преступлений совершается вокруг! Почему они не ищут Морозова, не заставят его вернуть государству сотни миллиардов тенге? 

Недавно некие люди завладели номерами телефонов наших жильцов. Начали писать всякую ерунду. Будоражить общественность. Открыто наносят ущерб нашему бизнесу, распространяя заведомо ложные сведения. Мне к кому обращаться по этому вопросу? В РОВД, в прокуратуру? К тем людям, которые на ровном месте пытаются делать из нас уголовников?

— Если говорить о кейсе. Какие меры нужно принимать для решения подобных ситуаций? Что делали вы?

— Ну, во-первых, мы, несмотря на давление, уже выиграли несколько судов. И сами подали в суд, чтобы снять сразу все вопросы. Для этого пришлось глубоко изучить все тонкости законодательства, сформировать команду сильных юристов. Во-вторых, мы отработали свой вопрос с мониторинговой группой по коррупции, которую создали при Агентстве по делам госслужбы и противодействия коррупции. Там авторитетные и уважаемые общественники работают. Механизмы общественного контроля очень важны! Как результат мы сделали большое обращение к председателю этого агентства, где изложили все факты. Как он будет расследовать это дело, это уже не от нас зависит.

Еще один важный шаг – мы оказали максимальную моральную поддержку тем, кто пострадал от Морозовых/Мусабаевых. Обманутые ими люди разобщены и всего боятся, хотя правда на их стороне. Насколько я знаю, наконец возбуждено уголовное дело. В этой ситуации я ожидаю, что будут новые попытки закрыть и это дело. Поэтому важно держать все на контроле общественности.

— Какова реакция властей и правоохранительных органов? Имею в виду фамилии участников конфликта.

— Бывают очень интересные реакции. Вот мы пишем в прокуратуру Алматы, что господин Морозов, находясь в Дубае и ни разу не побывав в Казахстане с 2015 года, каким-то образом заключает сделки у нотариуса Аканова в Алматы, выдает доверенности своим близким. При этом нотариус никуда не выезжал, ничего объяснить не может, только извиняется. Казалось бы, почему не инициировать расследование?! Ведь за всем этим стоят интересы страны, граждан. Но надзорный орган отклоняет жалобу.

— Есть ли у вас прогноз, как дальше будет развиться ситуация?

 Для нас самое главное, что наш проект завершается, наши жильцы в безопасности, они защищены законом. Никакой угрозы для них нет. Главная задача – сделать все, что от нас зависит для восстановления справедливости. Сейчас Мусабаевы угрожают перерезать газовую трубу, уничтожить водопровод, разрушить систему подачу электроэнергии, но я твердо уверен, что беззаконие не пройдет.

— Какой совет вы могли бы дать бизнес-структурам, на которых оказывается аналогичное давление?

— Надо знать, что мы живем в правовой стране и явный беспредел не пройдет. Не нужно бояться, надо вступать в борьбу. И нужно быть максимально честными и открытыми, чтобы клиенты и партнеры в любой ситуации были на вашей стороне. Я знаком почти с каждым из своих клиентов, и я больше всего ценю их доверие ко мне лично, к моей команде, к тому, что мы делаем для них.

 

Редакция Total.kz готова предоставить площадку для мнения второй стороны конфликта.

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×