Топ-100 Введение дифференцированного тарифа в общественном транспорте в Алматы: за или против?
  • 22 ноября, 13:04
  • Астана
  • Weather icon -2
  • 330,29
  • 387,27
  • 5,56

Введение дифференцированного тарифа в общественном транспорте в Алматы: за или против?

Фото: agencyrating.kz

В Алматы 12 июля представители автобусных парков и акимата обсудили внедрение дифференцированного тарифа в общественном транспорте. 

На встрече присутствовали два заместителя руководителя управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алматы Бекзат Бекишев и Ерлан Адилов, директор «Транспортного холдинга города Алматы» Садир Хамраев, президент ОЮЛ «Ассоциация предприятий пассажирских перевозок города Алматы» Сабит Аманбаев, члены общественного совета Алматы Ерлан Смайлов, Нурлан Жазылбеков, Ахметжан Шардинов и другие.

Член общественного совета Ерлан Смайлов признался, что из-за слушаний по тарифу за проезд он специально два дня ездил на автобусе, а другой – Шмидт Ильясов – заявил, что ездил в автобусах десять дней.

Директор «Транспортного холдинга города Алматы» сказал, что введение дифференцированного тарифа по 80 и 150 тенге было ожидаемо.

«Ввод дифференцированного тарифа – это было ожидаемо. Уже многие страны пользуются этой практикой. Мы ждали внесения изменений в законодательство. Выгоду получают власти города, так как это дает прозрачный рынок, идут налоги. Благодаря внедрению электронного билетирования власти могут субсидировать затраты холдинга. Пассажир получает условия, когда к нему никто не подходит, не тревожит, он может сам рассчитаться карточкой. Но мы оставили пассажиру и возможность оплачивать наличными», – отметил Садир Хамраев.

Политолог Марат Шибутов, в свою очередь, считает, что внедрение дифференцированного тарифа даст возможность водителям обманывать пассажиров и гостей города.

«Не исключаю, что водители могут специально ломать терминалы, чтобы пассажиры платили наличными. А разница между электронным билетом за 80 тенге и разовым за 150 большая. Люди будут возмущаться, к тому же никому не нравится, что водители отвлекаются от дороги и берут эти деньги, выдают сдачу. Надо это как-то предусмотреть и навести порядок», – сказал он.

Член общественного совета Алматы Ерлан Смайлов отметил, что, во-первых, инициатива понятная: переходить на безнал и отходить от налички, которая оседает в карманах водителей. Нужны прозрачность, подотчетность, бизнесменам – возможность планирования доходов. Также он попросил объяснить, почему проезд в транспорте не стоит, к примеру, 250 или 400 тенге.

«Мне не хватило статистики: неясно, откуда взяли эту цифру в 150 тенге и кого конкретно это затронет. То есть они даже не подсчитали, сколько человек ездят по «Онай», сколько за наличность. Я проехал в автобусе и услышал, что люди недоумевают. Население говорит, что сейчас сделали некоторым по 150 тенге, а завтра проезд по «Онай» тоже будет стоить 150 тенге. Нужно уходить от «черного нала», тут я согласен, но много вопросов остается. В обосновании нет альтернативы, сказали, что будет так – и все. В принципе, все это поддерживают. Возникает ключевой вопрос: откуда взялась цифра в 150? Сейчас мы понимаем, что управление в этом вопросе дало методику, дало еще что-то, но четкого ответа, что вот это себестоимость, нет. По сути, кто платит налом, тот должен ездить по себестоимости, кто безналом – должна быть скидка. По факту так получается. Четко нужно предусмотреть варианты снижения, вот как сейчас предлагают, обоснование этой цены, 150 тенге, для того чтобы жители восприняли эту инициативу нормально. Наравне с информационной кампанией о выгоде перехода должны предлагаться альтернативные способы оплаты, более широкие. Вы говорите, SMS есть, я специально проехался на транспорте, я не видел SMS. Нужно объяснять, к каким улучшениям это приведет», – сказал Ерлан Смайлов.

Член общественного совета отметил, что они против повышения стоимости проезда при оплате наличными на метрополитене.

«Исключить необходимо метро. Потому что метро по этой аргументации никак не попадает. Оно и так прозрачное. В метро пассажиры платят деньги в кассу, а не машинисту или кондуктору, как в автобусах. Как акимат повышает стоимость проезда в метрополитене, ссылаясь на закон «Об автомобильном транспорте», когда это рельсовый транспорт?», – спросил Ерлан Смайлов, однако не получил ответа на свой вопрос.

В целом совет поддержал внедрение дифференцированного тарифа в автобусах и троллейбусах, но для окончательного утверждения они попросили чиновников предоставить более полную аргументацию. Необходимо отметить, что в ближайшее время состоится еще одно заседание на данную тему.

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.