Топ-100 Я всегда искала людей, с которыми можно говорить на казахском...
  • 28 марта, 23:54
  • Астана
  • Weather icon +2
  • 448,15
  • 483,46
  • 4,86

Я всегда искала людей, с которыми можно говорить на казахском...

Фото: Total.kz

Упорство, сила духа и настырность – главные черты характера Елены Сочневой, репетитора по казахскому языку.

«В жизни можно добиться покорения любой вершины. Главное верить в собственные силы и не опускать руки при первых же трудностях», – говорит героиня очерка Total.kz о репетиторе по казахскому языку.

Елена Сочнева уже 10 лет помогает детям не просто учить язык, но и полюбить его так, как полюбила она сама. А ведь было время, когда она и подумать не могла, что будет преподавать казахский язык. Так распорядилась судьба, условия которой Елена Сочнева приняла и теперь продолжает уверено идти вперед, внося свой вклад в дело государственной важности – в развитие языковой политики государства.

Упорство, сила духа и настырность – это, пожалуй, главные черты характера Елены Сочневой, которые помогли ей преодолеть трудности, возникшие сразу же после отличного окончания средней общеобразовательной школы.

«Честно признаюсь, никогда не думала, что когда-то я не то, что в совершенстве овладею казахским языком, но и смогу обучать ему. В 1993 году я поступила в Жетысайский гуманитарный педагогический колледж им. Муратбаева, но так как в русские группы набор был уже закрыт, меня определили в казахскую. Я согласилась учиться на казахском языке, потому что просто не привыкла перечить родителям. Но даже представить себе не могла, что меня ждет. На первом же уроке меня вызвали к доске, чтобы я написала число на казахском языке, понять задание я, конечно, смогла, но вот выполнить не получилось. Тогда за меня вступились однокурсники, которые объяснили учителю, что на казахском писать не умею. Потом было еще много других моментов, когда я на лекциях писала с кучей ошибок, после пар просила у девочек тетради, чтобы переписать лекции. Мне хватило пары троек (учитывая, что за все годы учебы в школе у меня не было ни одной четвертной тройки и даже четверки), чтобы поставить перед собой цель – во что бы то ни стало в совершенстве овладеть казахским языком», – вспоминает Елена Сергеевна.

Чтобы не отставать от сокурсников, а где-то даже превзойти, она взяла в библиотеке ту же литературу, по которой учились в колледже только на русском языке. Сидела ночами, переводила каждое предложение с русского на казахский и наоборот. Так медленно, но верно Елена сумела исправить «тройки» на «пятерки», добиться восхищения среди сокурсников и уважение у преподавателей. Но, как она сама признается, еще больше помогло ей в изучении казахского языка общение с сокурсниками.

«Все общались на казахском языке, мне ничего не оставалось, как слушать и вникать. Так как первый год обучения я жила в общежитии, то казахскую речь слышала практически круглые сутки, днем – на учебе, вечером – в общежитии. Так, ко второму курсу обучения уже свободно говорила на казахском языке. А благодаря своим ночным переводам научилась грамотно писать. Учителя стали ставить меня в пример, а это еще больше стимулировало. Кстати, на втором курсе подруга позвала жить к себе. В ее семье тоже все говорили на казахском. Но у нее в доме, помимо языковой практики, мне повезло узнать о казахских традициях, культуре. А на третьем и четвертом курсе каждое воскресенье я ездила в гости к еще одной подруге, которая жила далеко за городом. В итоге за четыре года казахский язык, обычаи, культура стали роднее родных», – говорит Елена Сочнева.

Сегодня очень часто можно услышать укор в сторону различных методик преподавания казахского языка, особенно часто ругают школьные уроки, которые якобы совершенно не позволяют ученикам овладеть языком. По словам Елены Сочневой, школьным урокам казахского языка не хватает доступности в плане восприятия. Она уверена, все зависит от преподавателя, от того, как он преподносит свой предмет. Ведь даже самой скучной темой можно увлечь детей так, что они и сами не заметят, как выучат самое сложное правило.

«Если говорить о методике преподавания казахского языка, я, наверное, больше все-таки опираюсь на интуицию, то есть на свое внутреннее «я», которое мне подсказывает, как будет лучше и понятнее для ученика. Когда-то именно такой подход помог мне овладеть языком. Безусловно, не на одной интуиции построены мои уроки, я использую методики различных авторов, кооперирую материал, выбираю только то, что подано в доступной форме», – объясняет Елена Сергеевна.

Наша героиня не всегда была «вольным» учителем. После окончания колледжа она пошла преподавать в сельскую школу. Там она вела уроки музыки и хореографии, именно по этой специализации она окончила колледж. С первых дней работы в школе ей, молодому, но очень ответственному и перспективному педагогу, дали классное руководство. Работу в школе Елена Сочнева вспоминает с теплотой, там она много научилась, сделала свои первые шаги в построении педагогической карьеры. Однако по семейным обстоятельствам спустя три года работы в школе ей пришлось уйти. Переехала в Алматы, где реализовала еще одно свое стремление – выучилась на психолога. К преподавательской деятельности в итоге она вернулась лишь спустя пять лет. Однако этот перерыв не отразился на знании казахского языка и тем более не «усыпил» в ней учителя.

«Я всегда искала людей, с которыми можно поговорить на казахском языке. Я понимала, если перестану на нем разговаривать, я его забуду. Смотрела новости, сериалы на государственном языке, слушала радио на казахском языке. А потом пришла мысль, я подумала, а почему бы мне не заняться тем, что я лучше всего умею, и использовать в своей деятельности то, чем я лучше всего владею. Я решила начать обучать русских деток казахскому языку. С первых уроков поняла, что это действительно мое, та работа, которая приносит мне удовольствие, и этой работой я могу приносить пользу государству», – говорит Елена Сочнева.

И вот уже 10 лет она помогает детям быстрее и легче овладеть государственным языком. Елена Сергеевна уверена, что каждый ребенок может освоить язык, но не каждый учитель может в этом помочь.

«На своих уроках я, прежде всего, учу детей не бояться изучать казахский язык, а наоборот, познавать его. Почему многие детки боятся в школе тот или иной предмет? Ответ прост: потому что они не знают, с какой стороны к нему подойти. Они начинают закрываться в себе, избегать этих уроков. В этом случае должен прийти на помощь учитель, который покажет и расскажет, заинтересует и избавит ребенка от ненужных страхов и комплексов. У меня, кстати, есть один приемчик, который помогает мне вызвать у детей интерес. Учить и запоминать правила, дети ведь не очень любят. Но я поступаю необычно: во время урока преподношу очередную порцию правил как некий секрет, которым я с ними делюсь, и знать его будут только они. И это всегда срабатывает!», – уверена Елена Сочнева.

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×