Топ-100 Журналисты vs Министерства Балаевой: в «Әділ соз» прокомментировали первое заседание в суде
  • 04 декабря, 12:15
  • Астана
  • Weather icon -13
  • 523,17
  • 550,06
  • 4,93

Журналисты vs Министерства Балаевой: в «Әділ соз» прокомментировали первое заседание в суде

Фото: gov.kz

Ранее суд Астаны принял коллективный иск журналистов против Минкультуры и информации РК, оспаривающих положения нового приказа по аккредитации журналистов.

В Международном фонде защиты свободы слова «Әділ соз» прокомментировали итоги первого судебного заседания по коллективному иску журналистов к Министерству культуры и информации по спорным вопросам в новом приказе, передает корреспондент Total.kz.

«31 октября в межрайонном суде по гражданским делам города Астаны состоялось первое заседание по коллективному иску девяти журналистов к Министерству культуры и информации Казахстана. Поводом для иска стали положения нового приказа, запрещающие аккредитованным журналистам распространять информацию, полученную от госорганов, через любые СМИ, кроме аккредитовавших их. Однако вместо четких и ясных ответов на претензии и сомнения журналистов позиция ответчиков породила только еще больше вопросов», — прокомментировали в фонде «Әділ соз».

Так, по информации пресс-службы фонда, один представитель Минкультуры и информации заявил, что правило о публикации полученных сведений только в аккредитованном СМИ якобы необходимо для обеспечения информационной безопасности, чтобы первоисточником выступали официальные СМИ, поставленные на учет в профильном министерстве.

Другой представитель министерства пояснила, что запрет на распространение журналистом информации касается исключительно других официальных СМИ, поставленных на учет, у которых нет аккредитации. Но если этот же журналист распространит полученную информацию в социальных сетях и на любых других ресурсах, официально не являющихся СМИ, которые вообще не имеют права быть аккредитованными, то никакого нарушения не будет.

«Из ст. 28 закона «О масс-медиа» следует, что получение аккредитации средствами массовой информации — это право, а не обязанность. Спорная норма, согласно разъяснению представителя министерства, обязывает журналистов получить аккредитацию от имени всех СМИ, в которых журналист намеревается распространять полученную информацию. В законе — право, в подзаконном акте — обязанность. В министерстве противоречия не видят. Вот самое простое определение отличия права от обязанности, доступное в интернете: «Право — это то, что можешь делать, но не обязан. А обязанность — это то, что должен выполнять беспрекословно», — пояснили в международном фонде защиты свободы слова.

Также они напомнили, что ст. 20 Конституции прямо указывает, что способы распространения информации могут быть ограничены только законом, принимаемым парламентом и подписываемым президентом. При этом министерство ограничило способ распространения информации в подзаконном акте прямо в нарушение ст. 20 Конституции.

Кроме того, сообщается, что спорное правило о распространении журналистами информации только в аккредитованных СМИ порождает обязанность у всех без исключения государственных органов и организаций следить за всеми публикациями аккредитованных журналистов, чтобы при выявлении публикаций в неаккредитованных СМИ лишать такого журналиста аккредитации.

Согласно мнению истцов, если в каждом государственном органе и каждой организации будут аккредитованы десятки, а то и сотни журналистов, то подобная слежка выйдет во многие миллионы тенге, потраченные на оплату рабочего времени, оборудования, программного обеспечения, электроэнергии и так далее. В фонде отмечают, что журналист вправе распространять информацию под псевдонимом, значит, нужны еще ресурсы на оперативно-розыскные мероприятия по выявлению истинных имен журналистов.

«Почему налогоплательщики должны оплачивать эту бесполезную и, по сути, противоправную деятельность в отношении журналистов? В современном мире онлайн-трансляций и интернета распространение информации происходит молниеносно. Если аккредитованный журналист распространил полученную информацию в СМИ без аккредитации не первым, он всегда может заявить, что получил информацию из другого СМИ, и в этом случае спорная норма о наказании фактически работать не будет. Получается, что запрет распространять информацию в неаккредитованных СМИ вообще не имеет никакого практического смысла?», — считают «Әділ соз».

Напомним, в начале октября 2024 года Межрайонный суд по гражданским делам города Астаны принял коллективный иск девяти казахстанских журналистов против Министерства культуры и информации РК, оспаривающих положения нового приказа, утверждающего «Типовые правила аккредитации журналистов». Этот нормативный правовой акт, по мнению истцов, серьезно нарушает их конституционные права на свободу слова и распространение информации.

Ключевая проблема — это пункт, запрещающий аккредитованным журналистам распространять информацию, полученную от государственных органов, через любые другие средства массовой информации (СМИ), кроме тех, которые аккредитовали журналиста. В случае нарушения этого условия дважды журналист может быть лишен аккредитации на срок до шести месяцев. Это требование, по мнению истцов, противоречит статьям 20, 39 Конституции РК и закону РК «О масс-медиа», ограничивая их конституционное право свободно получать и распространять информацию.

Кроме того, требование публиковать информацию только в СМИ, от которого подана аккредитация, ограничивает свободу журналистской деятельности и нарушает принцип равного доступа к информации. Это условие ставит журналистов с аккредитацией при государственном органе и без таковой в неравное положение и лишает их возможности свободно распространять информацию в различных СМИ и социальных сетях, нарушает статью 20 Конституции РК, которая гарантирует право на свободу слова, включая право свободно получать и распространять информацию.

В Международном фонде защиты свободы слова «Әділ соз» отмечают, что процедура введения типовых правил аккредитации прошла с нарушением закона «О правовых актах», в частности, установив срок действия типовых правил «задним числом», хотя правовые акты, устанавливающие новую юридическую ответственность, не могут быть введены в действие до истечения 60 календарных дней после официальной публикации.

Нормативный правовой акт, по мнению журналистов, серьезно нарушает их конституционные права на свободу слова и распространение информации. В свою очередь глава Министерства культуры и информации РК Аида Балаева заявила, что ведомство будет отстаивать свою позицию по Типовым правилам аккредитации журналистов, утвержденным приказом министра.

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×