Топ-100 В адвокатском сообществе не должно быть касты — Нигматулин
  • 19 мая, 16:58
  • Астана
  • Weather icon +20
  • 443,44
  • 480,51
  • 4,88

В адвокатском сообществе не должно быть касты — Нигматулин

Депутаты обсудили законопроект об адвокатской деятельности, представленный в первом чтении.

Сегодня на пленарном заседании мажилиса в первом чтении рассмотрен законопроект «Об адвокатской деятельности и юридической помощи», представленный министром юстиции РК Маратом Бекетаевым, передает Total.kz.

Депутат Анар Жаилганова обратила внимание на то, что, согласно норме законопроекта, в состав дисциплинарной комиссии адвокатов, помимо адвокатов, будут включены три представителя министерства юстиции РК, и поинтересовалась, насколько это целесообразно.  

«Согласно данному законопроекту, в состав дисциплинарной комиссии адвокатов включаются три представителя уполномоченного органа. И двое судей в отставке. Конечно, отрадно, что сами адвокаты находятся в данной комиссии. Судьи, которые имеют почетный стаж — мы также поддерживаем. Скажите, насколько важно участие в дисциплинарной комиссии трех представителей уполномоченного органа?» — спросила Анар Жаилганова.

Марат Бекетаев не дал прямого ответа на этот вопрос, упомянув только, что он «активно обсуждается».  

«Сейчас адвокаты сами рассматривают дисциплинарные дела по своим коллегам. Это приводит к конфликту интересов. Однако в опыте иностранных государств в составе дисциплинарной комиссии есть действующие судьи. Основная цель нашего предложения — обеспечить открытость рассмотрения дисциплинарных дел. Ваше предложение мы готовы дополнительно обсудить до второго чтения», — сказал министр.

Спикер мажилиса Нурлан Нигматулин вернул Бекетаева к обсуждаемой теме — присутствию в дисциплинарной комиссии представителей Министерства юстиции.  

«Депутат Жаилганова подняла очень важный вопрос. Нет необходимости, чтобы три представителя Минюста входили в состав комиссии. Напротив, если будут входить члены общественных объединений, работа будет прозрачной и результативной. Поэтому, Марат Бакытжанович, прошу учесть этот важный вопрос до второго чтения», — сказал Нурлан Нигматулин.

Депутата Ивана Клименко смутила норма об отмене вступительных взносов для молодых адвокатов.  

«Предусматривается запрет на вступительные взносы, взимаемые за членство в коллегии адвокатов. В то же время мы знаем немало примеров, когда адвокаты недобросовестно относятся к своей работе, и достаточно примеров, когда к ним применяются дисциплинарные взыскания. Теперь, когда мы отменим вступительные взносы, не приведет ли это к тому, что адвокатской деятельностью будут заниматься не совсем подготовленные специалисты. И не отразится ли это отрицательно на качестве защиты клиентов. Может, оставить вступительные взносы, но в меньшем размере?» — предложил депутат.

Марат Бекетаев ответил, что отсутствие вступительных взносов в адвокатских коллегиях — это мировая практика.

«Когда мы подходили к разработке этой нормы, мы изучили мировой опыт: отсутствие вступительных взносов — это мировая практика. Есть платежи за обработку заявки, есть платежи за подготовительные материалы, но как такового вступительного взноса в лучших мировых юрисдикциях нет. Все-таки лицензирование остается, и на этапе лицензирования мы не отменяем экзамены. Поэтому мы полагаем, что качество будет оставаться», — ответил глава Минюста РК.

Нурлан Нигматулин, включившись в этот диалог, на сей раз поддержал министра. Получив от Бекетаева информацию о том, что всего в стране 4700 адвокатов, председатель нижней палаты парламента также сослался на опыт развитых стран.  

«Среднестатистически получается, на четыре тысячи граждан приходится один адвокат. В средней европейской стране на тысячу, самое большее, а то и на 300-400 человек приходится один адвокат. Вот какая конкуренция, какой выбор у любого гражданина. На мой взгляд, такая диспропорция у нас складывается потому, что для молодых юристов препятствием является не столько квалификационное тестирование, сколько вступительный взнос. Сегодня размер его свыше 800 тысяч тенге. Наверное, это все-таки не каждому по карману. То есть получается, чтобы стать адвокатом, одних знаний и опыта недостаточно. Нужно еще показать свою финансовую состоятельность. Вступительный взнос, получается, некий имущественный ценз, предъявляемый к кандидату в адвокаты. И один из факторов, сдерживающих молодых адвокатов. А сегодня выросло новое поколение юристов, многие из них прошли обучение в том числе за рубежом по президентской программе «Болашак», имеют навыки международной правовой практики, что сегодня очень нужно для наших национальных компаний, когда они участвуют в различных экономических судах и арбитражах. Как только где-то выходим — набираем каких-то зарубежных юристов, платим баснословные деньги. Когда у нас есть отличная база, десятки тысяч обучившихся и вернувшихся сюда молодых юристов, которые в том числе изучали международное право. Поэтому подобного финансового барьера не должно быть. Критерием должен быть только профессионализм. И не надо бояться, что придут люди неподготовленные», — завершил свою мысль спикер мажилиса.

Депутат Павел Казанцев обратил внимание на ограничение срока нахождения в руководстве адвокатскими коллегиями.

«Законопроектом вводится ограничение срока нахождения на руководящей должности в органах управления коллегии адвокатов, а также республиканской коллегии адвокатов. Одни и те же лица, включая председателей президиумов, не могут находиться в составе президиумов коллегии более одного срока. Срок — 4 года. Для чего устанавливается такое ограничение?» — спросил он.  

Марат Бекетаев вновь сослался на мировой опыт.

«В основных развитых юрисдикциях срок избрания — 1-2 года. И нет ограничения по количеству избраний. Но так, чтобы второй-третий срок подряд избирались председатели коллегий или палат — это большая редкость. Потому что там либо нет зарплаты у председателя, либо символическая зарплата, и председатель не практикует, он без зарплаты, он больше года-двух не работает, уходит и продолжает практиковать. А у нас председатели получают зарплату и не практикуют. К сожалению, нами предложенный вариант — это вынужденная мера, потому что мы наблюдаем низкую эффективность работы коллегий адвокатов», — объяснил глава Минюста необходимость этой нормы.

Министра и в этом вопросе поддержал спикер мажилиса.

«Мы часто говорим, что страдает качество оказания юридических услуг, качество оказания юридической помощи. На каждом углу говорим, ссылаемся, как это в других странах. А откуда взяться этому качеству? Если в регионах в президиумах десятилетиями сидят люди, десятилетиями бессменно руководят этими коллегиями адвокатов. Я, готовясь к сегодняшнему пленарному заседанию, попросил подготовить аналитику. Могу вас ознакомить с ней. Марат Бакытжанович, она вам известна. Смотрите, какая картина складывается по председателям коллегий. В Мангыстауской области председатель президиума областной коллегии руководит ею бессменно 25 лет. В Алматинской области – 27 лет, в Атырауской области – 31 год. Но это не все еще. Актюбинский всех перещеголял — 33 года. Это о чем говорит? Это говорит о том, что отсутствует полная конкуренция в сфере оказания юридической помощи нашим гражданам. Наверное, эти люди профессионалы, нет сомнения, что это люди опытные. Но сейчас другое время. Сегодня время, когда многое решает конкуренция. И в сфере оказания юрпомощи должна быть здоровая конкуренция. Тогда будет и стимул для повышения качества оказания услуг. И конкурентная среда, в том числе в адвокатском сообществе, позволит повысить их профессионализм. С другой стороны — позволит и гражданам делать свой выбор. Поэтому я думаю, что эту норму нужно провести», — сказал Нурлан Нигматулин.

Далее Нурлан Нигматулин сообщил, что ему присылают письма от региональных адвокатских сообществ с аргументами против обсуждаемой нормы. Он предложил представить обычного гражданина, у которого возникла необходимость получить ордер на юридическую защиту, который выдается по согласованию с коллегией адвокатов.

«Он должен пойти в коллегию, и там дяденька, сидит который 25-30 лет, решает: дать ему ордер – не дать. Если не дать, человек, который выбрал себе защитника, не может воспользоваться этим правом. Так? Так. Тоже вопрос. Тоже надо в этой норме разбираться. Поэтому нормально, у нас новое поколение юристов, у нас есть кому работать. Давайте откроем шлагбаум и создадим нормальную конкурентную среду, в том числе в адвокатском сообществе. Не должно быть там касты. Нам следует поддержать эти нормы. Я думаю, они будут направлены на повышение профессионализма, на повышение конкуренции в адвокатском сообществе. И это очень важно», — заключил Нурлан Нигматулин.

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×