3D-сканирование разоблачило художников
Микеланджело кто-то помогал со скульптурами, а портрет ван Дейка написал вовсе не Рубенс
На протяжении веков считалось, что портрет молодого фламандского художника ван Дейка написал его учитель Рубенс. Однако технологии XXI века показали, что шедевр в действительности – автопортрет, написала Daily Telegraph.
«Разоблачил» работу британский консорциум 3D-Coform. Учёные также просветили одну из статуй Микеланджело и по следам зубила пришли к выводу, что по крайней мере некоторые детали были вырезаны кем-то другим.
Оба произведения были проверены с помощью устройства под названием Mini-Dome, которое обладает 198 источниками света и одиннадцатью камерами. Медленно вращающийся объект рассматривается под разными углами и воссоздаётся на экране компьютера из 25 тыс. изображений. Придумали прибор в Боннском университете (ФРГ).
Портрет юного Антониса ван Дейка всегда был предметом споров среди историков искусства, и недавний рентгеновский анализ поддержал тех, кто оспаривает авторство Рубенса.
Что касается великолепной работы «Пьета ди Палестрина» — шедевра, созданного, предположительно, Микеланджело примерно в 1555 году – то, ученые пришли к выводу, что мастеру помогал кто-то из учеников.
Технология применяется не только для установления авторства. Так, с её помощью изучают трещины «Давида». Микроскопические дефекты мрамора медленно разрушают статую, поэтому необходимо тщательное наблюдение, дабы сохранить шедевр.
Археологи, раскопавшие древние статуи в Сагалассосе (Турция), используют технологию для сканирования камней, хранящихся в музеях разных стран, в надежде обнаружить подходящие друг другу фрагменты.
В Лувре тем же способом изучали мавританские вазы XIV века высотой два метра. Выяснилось, что они сделаны из единой формы.
Сотрудники лондонского Музея Виктории и Альберта с помощью технологии собирают большой настольный фонтан из фарфора, разбитый на 240 кусочков. Вертеть их в руках, соображая, каким концом приставить, не получается: уж очень они тонкие и хрупкие.