Депутат: В Казахстане нет безработицы, есть тунеядцы и лентяи
Талгат Ергалиев предлагает восхвалять тружеников на страницах СМИ, и привлекать рабочую силу из соседних стран
Безработицы нет, но есть бездельники и тунеядцы, которые и портят статистику, считает мажилисмен Талгат Ергалиев. Депутат предлагает всячески восхвалять тружеников на страницах СМИ, вернуть вес трудовой книжке и – если понадобится – привлекать рабочую силу из соседних стран, пишет в понедельник «Мегаполис».
– Не так давно некий Жандос Сарсенбаев получил свою «минуту славы», предложив ввести в Казахстане 9-часовой рабочий день. По его мнению, это позволит поднять уважение к труду и бичевать такой человеческий порок, как безделье. Как вам такое предложение?
– В Казахстане восьмичасовой рабочий день. Но какова производительность труда? Она ниже вдвое, чем, скажем, в Германии. Давайте будем честными до конца: казахстанцы нисколько не перерабатывают. Есть те, кто не успевают выполнять свои функции за отведённое для работы время, поэтому они вынуждены оставаться на час-два сверхурочно. Это происходит из-за их некомпетентности, нерационального использования рабочего времени. Поэтому, на мой взгляд, мы в данном случае должны вести речь о полноценном рабочем дне с компетентным, профессиональным работником – вне зависимости от сферы деятельности. А часто ли мы сегодня видим на рабочих местах профессионалов? Их недостаток налицо.
– А не кажется ли вам, что труженики и без того перерабатывают? А ведь восьмичасовой рабочий день – это одно из главных социальных завоеваний трудящихся!
– Хорошо, давайте тогда сделаем шестичасовой рабочий день, почему бы и нет? Тем самым снизим производительность и начнём только потреблять. К чему это приведёт? К развалу предприятия, а человек останется без работы. Надо понимать, что сегодня экономика опирается на производство, а не на потребление. Мы любим красиво декларировать, бросаться лозунгами: даёшь бесплатное жильё, бесплатное то, бесплатное это, пятое-десятое. Но как бы мы всем этим не увлеклись и не подрезали сук, на котором сидим. Бывший премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер говорила: «Пора переходить от идеи «подайте, пожалуйста» к принципу «сделаем сами». Это фраза и к нам относится.
– То есть цифры по безработице, приводимые статагентством, от лукавого?
– Эти цифры завышены.
– И каков уровень безработицы в стране, по вашему мнению?
– Нет безработицы, я вам говорю! Повторю: есть люди, которые не хотят работать! Вы знаете, что сегодня сварщик получает 250 тысяч тенге? До 400 тысяч доходит – в дефиците такие люди. Почему бы молодым людям не пойти учиться на сварщиков? А потому, что «не престижно».
– Всё ясно: просто мы такой ленивый народ…
– Нет, наш народ не ленивый, мы умные и трудолюбивые. Но для того, чтобы мы работали как следует, нужна конкуренция. У нас есть конкуренция между предприятиями. А между работниками её нет – даже в неквалифицированном труде. Страна у нас богатая, всё есть. Сейчас, честно говоря, не хватает рук. Сегодня у нашего работника есть выбор: или пойти на производство с зарплатой 100 тысяч тенге, или встать на «пятаке» и за 10 дней заработать 150 тысяч. Зачем ему горбатиться 26 дней, когда он за 10 дней зарабатывает вполовину больше? Сейчас возможностей заработать много, а людей, которые обучались нужным профессиям, мало. Как строителю, мне известно: 20 лет у нас не готовились специалисты по отоплению, вентиляции, водоснабжению, канализации. Поэтому, считаю, Министерство образования и науки должно регулировать процесс подготовки кадров.
– Как вы предлагаете популяризировать рабочие специальности?
– Если вы заметили, сейчас СМИ «говорят и показывают» о министрах, депутатах, бизнесменах. Мы не видим простых тружеников, а повышать их авторитет в глазах граждан, а особенно молодёжи, необходимо. В последние годы мы культивировали в сознании молодых людей, что престижно трудиться в качестве офисного планктона. Пора менять ситуацию кардинально.
Считаю, что нужно внести изменения в деятельность вузов. Почему сегодня предприятия неохотно принимают наших выпускников? Потому что они не готовы сразу же приступать к работе. Молодой человек приходит на предприятие и ещё 1,5–2 года осваивает премудрости профессии. Только по прошествии этого времени мы можем говорить, что он достиг какого-то уровня, при котором его труд можно достойно оплачивать. А как сейчас? Приходит выпускник, и ему приходится платить зарплату. Платить за то, что он учится, осваивает навыки – с чего бы это?!
– Постойте, вы предлагаете первые 1,5–2 года вчерашним студентам вообще не платить?
– Нет, я говорю о том, что нарушена связь вуза и производства. Это большое упущение в системе образования. Сегодня, как минимум, 50% процесса образования должна составлять производственная практика. Студент должен параллельно трудиться. И тогда, закончив вуз, он смело сможет и зарабатывать, и своему предприятию пользу приносить.Ещё хотел бы акцентироваться на одном моменте: в Казахстане наблюдается гиперактивность работников – 60–70% людей за десять лет сменили десять мест, зачастую трудились по разным профилям. Они как бы руководствуются принципом «лучше там, где меня нет». Хотя везде одни требования. А ведь квалификацию можно поднять, если ты работаешь на одном предприятии.
– Вы, видимо, предлагаете вернуться к советской практике, когда люди гордились единственной записью в трудовой книжке?
– Совершенно верно! Я предлагаю вообще вновь ввести трудовые книжки. Чтобы человек мог по-настоящему гордиться, что он проработал в одном или двух местах – и то с переводом. Тогда люди будут стараться работать в одной организации, переживать за своё производство.
– Вы сказали, что в Казахстане ощущается тотальная нехватка рабочих рук, да и население республики относительно небольшое. Может, приглашать рабочих из других стран?
– Без иностранной рабочей силы нам не обойтись. Я не могу сказать точно, сколько не хватает. И вряд ли кто вам эту цифру назовёт. Считаю, что в законе «О миграции», который рассматривается в парламенте, нужно чётко прописать все нюансы относительно прав и обязанностей трудовых мигрантов. Чтобы иностранцы несли ту же ответственность, что и казахстанцы, чтобы их права были защищены.
– Представим гипотетически. Завезли мы в Казахстан, скажем, миллион китайских тружеников. Это какой же удар будет по демографической картине страны!
– Такая опасность есть. Есть такая шутка: от любого смешанного брака всегда рождается китаец. Думаю, нам будет достаточно, если к нам приедут узбеки и кыргызы, граждане стран Таможенного союза. Миграция желательна в рамках бывшего СССР. Ментальных и языковых барьеров между нами нет.