Казахстан, Россия и Белоруссия будут вместе возить контейнеры
Страны создают единую логистическую компанию, которая будет специализироваться на перевозках контейнерных грузов
ОАО РЖД внесет свои 50% акций ОАО «Трансконтейнер» в новое совместное предприятие России, Казахстана и Белоруссии. Компания создается на паритетных началах, Казахстан и Белоруссия внесут в нее железнодорожных активов на $700 млн. каждый. В ОАО РЖД считают, что новая структура консолидирует около 2% контейнерного потока между Европой и Азией. Но аналитики и инвесторы, планировавшие поучаствовать в приватизации «Трансконтейнера», не верят в успех проекта, пишет «Коммерсантъ» во вторник.
Россия, Белоруссия и Казахстан договорились о создании совместной компании по организации железнодорожных контейнерных перевозок, сообщил премьер Дмитрий Медведев в пятницу по итогам встречи глав правительств трех стран. Соответствующий документ уже подписан, уточнили в ОАО РЖД.
Страны создают на паритетных началах (по 33,3%) единую логистическую компанию, которая будет специализироваться на перевозках контейнерных грузов. В качестве основы предлагается взять ОАО «РЖД Логистика» (на 100% принадлежит РЖД, занимается экспедированием и управлением складских комплексов монополии). Со стороны ОАО РЖД предлагается внести пакет акций ОАО «Трансконтейнер» (51%), со стороны Казахстана — акции ряда дочерних компаний национальных железных дорог, включая контейнерного оператора «Кедентранссервис» и «Казтранссервис». Со стороны Белоруссии в компанию войдут терминалы в Бресте и активы подконтрольного Белорусским железным дорогам «Белинтертранса».
«Так как компания будет создаваться на базе уже работающих активов, от учредителей не потребуется существенных первоначальных инвестиций. Проект изначально будет самофинансируемым и рентабельным»,— говорится в сообщении ОАО РЖД. Участники рынка полагают, что капитализация новой структуры превысит $2 млрд.
Идея создания СП трех стран возникла в 2011 году.
Участники рынка и эксперты относятся к проекту скептически. Алексей Безбородов из Infranews говорит, что традиционно контейнерные операторы типа «Трансконтейнера» и «Кедентранссервиса» зарабатывают именно на локальных (3-5 тыс. км), а не транзитных перевозках, поэтому объединение операторов их бизнесу вряд ли поможет. Андрей Рожков из «Метрополя» добавляет, что, решая государственные задачи, компания может возить не самые прибыльные грузы, что станет неприятным последствием для частных акционеров «Трансконтейнера». По мнению аналитика, создание СП не улучшит капитализации компании — рынок, наоборот, ждет продажи пакета ОАО РЖД, которая позволит прийти к управлению частному акционеру с более эффективным подходом. Кроме того, борьба за пакет в ходе его продажи могла поднять котировки акций «Трансконтейнера».