Перуашев: Гармонизация ставок НДС с РФ противоречит интересам РК
Предложение российских партнёров по налогам направлено на поддержку собственных производителей, считают акжоловцы
Предложения российских коллег по гармонизации налоговых ставок преследуют цель поддержать собственных производителей и нивелировать преимущества казахстанской налоговой системы, заявил Азат Перуашев в озвученном сегодня на пленарном заседании мажилиса депутатском запросе на имя премьер-министра РК Ахметова.
«В то же время нам необходимо исходить из национальных экономических интересов собственной страны», - добавил председатель партии «Ак жол», сообщает пресс-служба Демократической партии Казахстана «Ак жол».
«С момента создания Таможенного союза постоянно подчеркивалось, что процессы гармонизации касаются, прежде всего, сферы таможенных тарифов и технического регулирования, тогда как либеральная налоговая система станет конкурентным преимуществом казахстанских предпринимателей в Таможенном союзе и ЕЭП», - подчеркнул Перуашев.
Однако, как отмечено в запросе, Евразийской экономической комиссией активно проводится работа и по оказанию влияния на национальные налоговые системы, в частности, на повышение ставок акцизов на подакцизную продукцию. Более того, поступают сигналы, что попытки нивелировать преимущества казахстанской налоговой системы будут продолжаться и по другим видам налогов. В российских СМИ уже обсуждается необходимость гармонизации не только акцизов, но и ставок НДС. Это подаётся как решённый вопрос, в рамках которого наднациональные органы ЕЭП собираются обсуждать лишь допустимые отклонения, которые они «разрешат» иметь национальным законодательствам. В качестве примера депутат приводит сообщение на официальном сайте Единой экономической комиссии о проведении исследования по теме: «Определение допустимых уровней отклонения ставок НДС в государствах-членах Таможенного союза и выработка рекомендаций по их сближению».
По мнению депутата, в случае утраты существующего баланса, конкурентоспособность казахстанской продукции резко снизится даже на территории самого Казахстана. Вызывает опасения еще и то, что у российской налоговой системы заимствуются только ужесточающие факторы (в виде резкого повышения ставок налогообложения), тогда как примеры более либеральной, чем в Казахстане, практики налогового администрирования – попросту игнорируются. Так, в России давно отменена статья «Лжепредпринимательство»; сроки исковой давности по налоговым спорам сокращены до 3 лет (в Казахстане – 5 лет); определён госорган, обладающий правом официального разъяснения норм Налогового кодекса (у нас любое разъяснение, даже подписанное председателем налогового комитета Республики, является неофициальным, что ведет к доначислениям и штрафам по ранее проверенным периодам) и т.д.
«К большому сожалению, ряд аналогичных поправок, предложенных депутатами партии «Ак жол» в ходе обсуждения изменений в налоговое законодательство были отвергнуты разработчиками в лице Минфина. Между тем, избыточное налоговое администрирование является скрытой формой дополнительного налогообложения, которое по приведённым примерам у нас, в отличие от России, сохранилось на прежнем уровне», - отметил лидер парламентской оппозиции.
«Акжоловцы» считают, что предложения российских партнёров по гармонизации налоговых ставок преследуют здесь свои цели, а именно - поддержать собственных производителей и пресечь уход российского бизнеса в Казахстан. При более высокой ставке НДС (18%), с 2010 по 2011 годы доля НДС в структуре доходов федерального бюджета РФ снизилась с 30% до 28%, в то время как доля НДС в структуре доходов госбюджета Казахстана – напротив, заметно увеличилась при более низкой ставке в 12%.
Депутаты «Ак жола» убеждены, что в процессе интеграции гармонизировать необходимо только те нормы, которые улучшают деловой климат, и призывают правительство строить налоговую политику исходя из интересов национальной экономики Казахстана.