Топ-100 Очередь перепродают за 100 долларов и выше: в Минфине ответили на жалобы перевозчиков на границе с Китаем
  • 11 ноября, 00:17
  • Астана
  • Weather icon 0
  • 491,71
  • 529,97
  • 5,05

Очередь перепродают за 100 долларов и выше: в Минфине ответили на жалобы перевозчиков на границе с Китаем

Фото: gov.kz

Большую часть свободных слотов, как пишут авторы обращения, бронируют российские перевозчики, однако позже от своей очереди отказываются. 

Министерство финансов РК ответило на жалобы перевозчиков по «затору» на казахстанско-китайской границе, передает корреспондент Total.kz.

Как оказалось, компании-перевозчики обратились в государственные органы с просьбой приостановить заблаговременную выдачу электронной брони на даты далее трех дней. Сегодня бронь доступна на месяц вперед. Они пожаловались, что занять электронную очередь для пересечения границы с Китаем практически невозможно. В сервисе электронного бронирования CarGoRuqsat на самых популярных пунктах пропуска «Достык-Авто» и «Нур Жолы» очередь занята на 2-3 недели вперед. Причем, как пишут авторы обращения, по незнанию или «на всякий случай» большую часть свободных слотов бронируют российские перевозчики, однако позже от своей очереди отказываются, в результате пункт «простаивает», а добросовестные перевозчики вынуждены ждать неделями. Одно и это еще не все: в телеграм-чатах техподдержки сервиса CarGoRuqsat высвободившиеся очереди перепродаются за 100 и более долларов США. При этом якобы используются программы-роботы (боты), которые за доли секунды успевают занять освободившуюся очередь.

В Комитете государственных доходов Министерства финансов РК заявили, что «несмотря на достигнутые успехи, появляются случаи, когда отдельные лица пытаются подорвать работу системы».

«Они используют различные методы, чтобы обойти установленные правила и сломать выстроенные процессы, видя в этом возможность для нелегального заработка. Как следствие, искусственно созданный ажиотаж на границе приводит к завышению стоимости перевозок и формированию теневого оборота. Эти процессы негативно сказываются на стоимости транспортных услуг и препятствует честной конкуренции среди перевозчиков. В связи с этим мы продолжаем совершенствовать систему, усиливая меры безопасности и вводя более строгие меры за нарушения», — говорится в сообщении.

В КГД отмечают, что схему с массовым бронированием и последующей перепродажей брони с использованием программ-роботов выявил сам регистратор электронной очереди и разработчик сервиса в лице АО «Информационно-учетный центр» (ИУЦ) Министерства финансов РК. Для системного решения проблемы и закрытия лазейки были предприняты шаги – теперь бронь которая высвобождается, не появляется в реестре «свободных». То есть автомобиль может не прибыть в пункт пропуска, однако его очередь «сгорает», что делает невозможным «вторичный рынок» бронирований. Ранее она высвобождалась в рандомном (случайном) порядке.

«Мы допускали, что это приведет к временному «простою» пунктов пропуска. Даже несмотря на то, что желающих занять очередь будет много. Этот период необходимо пережить. Эффекта от нововведения не стоит ждать прямо сейчас. Сегодня еще «сгорают» очереди, занятые больше месяца назад не совсем добросовестными пользователями. Два десятка таких пользователей были заблокированы сервисом. Необходимо время, чтобы участники рынка поняли, что перепродавать очередь в принципе нет и не будет возможности, даже используя ботов», — пояснили в КГД МФ РК.

Сегодня, как пояснили в министерстве, изучается вопрос внедрения штрафных санкций — удержания денег за не проезд. Так, если перевозчик три раза в течение месяца забронировал, но не приехал на пункт пропуска, то в доход республиканского бюджета в качестве добровольной компенсации с его кошелька списывается сумма в размере 100 месячных расчетных показателей за простой соответствующего пункта пропуска.

«В дороге случается всякое: водитель может заболеть, тягач сломаться, погода испортиться и так далее. Поэтому необходимо оставить возможность отзыва брони без штрафа. Тем не менее штрафные санкции дисциплинируют участников рынка. Пока что это лишь предложение, которое мы рассматриваем и обсуждаем с участниками. В целом мы активно изучаем предложения участников и стараемся найти оптимальные решения. Опрос показывает, что многие перевозчики хотели бы вернуть старую схему с рандомным высвобождением «броней-отказников». Но возврат к этой схеме будет на руку перекупщикам, у которых в рукаве припасены современные боты, обходящие разного рода защиту. Поэтому мы ищем решение, которое позволило бы исключить перепродажу», — отметили в АО «Информационно-учетный центр».

Возврат к «живой очереди» даже на самом проблемном направлении — в Китай — не решение проблемы, считают эксперты КГД. Здесь отмечают, что старые коррупционные схемы с пресловутым «человеческим фактором» не приемлемы и не будут воссоздаваться снова.

«Кроме того, несмотря на внедрение цифровых решений, физически пункты имеют ограниченную пропускную способность. За счет увеличения времени работы пунктов и оцифровки пропускная способность на казахстанско-китайской границы увеличилась за последние два года многократно. Так, к примеру, если в январе 2023 года «Нур Жолы» в день пересекало около 70 транспортных средств, то сегодня 600 и более машин. Поэтому, если говорить об увеличении пропускной способности на границе с Китаем, то необходимо говорить о физическом увеличении мощности пунктов пропуска и расширении их инфраструктуры», — отметили в Минфине.

Кроме того, по информации ведомства, в своих обращениях перевозчики также поднимают вопросы защиты персональных данных участников рынка. На этот счет в АО «ИУЦ» заверили, что абсолютно все сервисы и платформы, на которых они расположены, проходят технические испытания и аттестацию на информационную безопасность. Такие испытания проводились Комитетом по информационной безопасности Министерства цифрового развития и аэрокосмический промышленности РК.

«В текущем, 2024 году, очередная переаттестация системы была успешно проведена «Государственной технической службой» КНБ РК. Поэтому, за сохранность данных пользователям сервиса бронирования переживать не стоит», — заверили в Минфине.

В ведомстве напомнили, что электронная очередь впервые была внедрена в пилотном режиме на границе с Китаем в ноябре 2022 года. С того момента сервис электронного бронирования повсеместно внедряется по всему периметру государственной границы. По проекту полный переход на электронный сервис будет завершен до конца 2024 года. По информации на 9 октября, участниками внешнеэкономический деятельности с внедрением электронного сервиса CarGoRuqsat в бюджет оплачено более 2 миллиардов тенге. При этом через сервис совершено 940 тысяч бронирований.

Смотрите также:

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.


×