Топ-100 Известный ювелир рассказал о ляпах в фильме «Томирис»
  • 23 октября, 00:34
  • Астана
  • Weather icon -4
  • 389,75
  • 434,26
  • 6,12

Известный ювелир рассказал о ляпах в фильме «Томирис»

Фото: kazakhfilmstudios.kz

Украшения, хазары, язык — что смутило специалиста в блокбастере Акана Сатаева.

Известный ювелир Зергер Ильяс, создавший сувенирный набор шахмат «Алаш орда» (Воины Чингисхана), в своем Facebook высказал мнение о фильме «Томирис» режиссера Акана Сатаева, сообщает Total.kz.

«Многие друзья спрашивают мое мнение о недавно вышедшем в кинопрокат фильме «Томирис». Сходил вчера в кино, посмотрел. Фильм зрелищный, боевик-экшн, изобилует (на мой взгляд, чрезмерно) батальными сценами и кровью. Для обывателя, далекого от истории, возможно, два часа пройдут с интересом. Однако как специалист, знакомый с этой тематикой не понаслышке, смотрел этот фильм критично-предвзято, отмечая все неточности и явные ляпы в костюме, украшениях, оружии и других аспектах реквизита. Их немало. Особенно покоробили женские головные уборы, придуманные в нарушение всех мыслимых исторических реалий и законов композиции. Кольцо с оленем (странная фантазия!) как символ власти масгутов/массагетов удивило нарушением всех канонов ювелирного дела того времени. И таких ляпов великое множество...», — подчеркнул ювелир.

По его словам, профессиональное неприятие вызывает не только реквизит.

«Резал взгляд также и антропологический типаж актеров: в эпоху раннего железа в нашей Степи еще не было столь выраженной монголоидности с эурипросопией и эпикантусом. Режиссеру было лень хотя бы бегло прочесть исследования на эту тему академика Оразака Исмагулова? Монголоидность у кочевников Дешта начинает доминировать только в эпоху Золотой орды и окончательно побеждает в эпоху джунгарских войн, когда каждый казахский джигит в качестве военного трофея привозил калмыкских женщин. Но в скифо-сакскую эпоху насельники наших степей были, безусловно, европеоидами, и многочисленный остеологический материал — тому свидетельство. Монголоидность, по данным антропологических исследований, не превышала 20%», — отмечает Зергер Ильяс.

Ювелир высказался и о языке, на котором говорят герои фильма, и о «хазарах».

«Грубые нарушения данных науки коробят не только взгляд, но и слух: бесконечное повторение как заклинания «Мана сана» и прочая тарабарщина с чагатайско-согдийскими лексическими и фонетическими элементами вызывает откровенный смех. Похоже, эта «мана сана» станет мемом для критиков. Смех смехом, но все прояснилось, когда услышал про «хазар» (sic!) среди тысячи «бессмертных» Кира Второго. Сперва думал, что показалось, ослышался. Но нет, упрямо говорили про «яростных хазаров». Единственный источник этой ненаучной фантастики — известный публицист Мурад Аджи, который перепутал персидское числительное «хасар» (тысяча) со средневековыми хазарами. Похоже, сценарист фильма «вдохновлялся» больше фантазиями Аджи, чем научными фактами. «Хазары» в 6-м веке до нашей эры в войске персов — это анахронизм и агеографизм, примерно, как янки при дворе короля Артура. Но! Марк Твен писал фантастическую комедию, а обсуждаемый фильм вряд ли позиционируется в этом жанре», — подчеркнул специалист.

В итоге, по его словам, возникает фундаментальный вопрос: как связаны искусство и наука в наше просвещенное время?

«Имеет ли право художник/ювелир/писатель/режиссер, освещающий исторические темы, сочинять идущие вразрез с реальными фактами домыслы? Убежден, что современный художник, тем более кинохудожник, режиссер, имеет профессиональный долг сперва всесторонне изучить тему, лишь затем творить на эту тему. Василий Ян, когда писал «Огни на курганах» про саков, три года провел в этнографических экспедициях и два года в библиотеках. В итоге его роман стал классикой. Булат Джандарбеков трилогию «Саки» тоже писал, досконально изучив предмет. То же самое и Исай Калашников, написавший лучший биографический роман про Чингисхана, то же и Ильяс Есенберлин, написавший капитальные труды «Золотая орда» и «Кочевники», годами собиравший этнографический материал и читавший первоисточники. У меня, к примеру, разработка сувенирных шахмат «Алаш орда» (Воины Чингисхана), за которые был награжден монгольским орденом Чингисхана, заняла 7 (семь) лет. Из них 6,5 лет — всестороннее изучение темы. У художника, освещающего историю, есть очень узкое поле для творчества — это интерпретация научно установленных фактов. За пределы этого ответственный деятель искусства (литературы) не имеет права выходить! Примечание: это мое сугубо личное мнение без претензий на всеобщую истину», — подчеркнул Зергер Ильяс.

Напомним, ранее премьерой фильма «Томирис» на русском языке возмутились пользователи соцсетей, а общественный деятель Мухтар Тайжан заявил, что «русскоязычная элита устроила премьеру для себя».

Предложить новость

Спасибо за предложенную новость!

Надеемся на дальнейшее сотрудничество.